17.06.2015

"Раскрытое" правительство? 3 вопроса министру Михаилу Абызову

В Госдуме заинтересовались возможным наличием у министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова американского гражданства и просят ФСБ проверить эту информацию

Фото: Михаил Абызов // Russian Look

Российские министры – по большей части, не просто сказочно богатые люди. Некоторые из них – еще и сомнительные патриоты.

В Госдуме заинтересовались возможным наличием у министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова американского гражданства и просят ФСБ проверить эту информацию.

Депутат Госдумы Валерий Рашкин обратился к главе ФСБ Александру Бортникову с требованием провести проверку и объяснить, как министр российского правительства мог оказаться гражданином США. Недоумение у зампреда ЦК КПРФ вызвала информация, опубликованная накануне в Интернете. В статье в LiveJournal говорится, что у Михаила Абызова и всей его семьи есть американские паспорта, и приводятся сканы документов.

«В ситуации практически открытого противостояния Америки и России, когда Обама ежедневно грозит нам санкциями, пытается поддать жару в военных конфликтах у наших границ и протащить поближе к нам свои военные базы, сам факт нахождения гражданина США в правительстве — вопиющее, просто скандальное предательство, - возмущается Рашкин. - Если Абызов на самом деле окажется американским «жучком», то, думаю, все наши контролирующие органы должны будут разом уйти в отставку». Особенно шокирует то, что, по словам зампреда ЦК КПРФ, Михаил Абызов имел и имеет доступ ко многим государственным документам, возможно даже секретным.

Американский паспорт господина Абызова может стать очередным открытием в самой загадочной биографии казалось бы самого «открытого» министра. Ранее СМИ сообщали: судя по информации «СПАРКа» на 10 сентября 2013 года, Михаилу Абызову принадлежало 100% акций RU-COM. По словам участников рынка, министр буквально до июня 2015 года контролировал Группу Е4 через свою супругу Екатерину Сиротенко, владеющую кипрской конторой Eforg Asset Management Ltd, которая являлась единственным акционером ОАО «Группа Е4». Таким образом, к министру Абызову два вопроса: каким образом госслужащий мог заниматься бизнесом и как он мог стать чиновником такого полета при возможном наличии двойного гражданства?

[:wsame:]

Как известно, Михаил Анатольевич возглавляет Открытое правительство, работу которого курирует некий аналитический центр «Форум», созданный еще в 2010 году тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым. В состав этого «Форума» входят весьма интересные консалтеры, а именно исполнительные директора Екатерина Шапочка и Александр Брагин. Оба консультанта, как говорят, довольно успешно совмещают работу в аналитическом центре, работающем с ОП, со службой в крупнейших западных консалтинговых компаниях PriceWaterhouseCoopers и Deloitte. Таким образом, возникает третий вопрос к министру без портфеля: не является ли конфликтом интересов совмещение работы его подчиненных на российское правительство и частные иностранные компании? Или Открытое правительство настолько открыто, что позволяет себе «отсвечивать» на весь мир стратегическими программами развития страны и крупнейших компаний? Ведь, как известно, через ведомство Михаила Абызова проходят не только секретные документы, но и десятки законопроектов и госпрограмм. Нельзя исключать, что значительная часть этой информации напрямую утекает за границу. А в условиях конфронтации с Западом, это явно несет новые угрозы и риски для России.

Более того, именно эксперты АЦ «Форум» формируют заключения по самым различным государственным проблемам и штампуют программы о том, как вовлечь бизнес и гражданское общество в принятие госрешений. То есть подобные стратегические и весьма дорогостоящие вопросы фактически решают сотрудники британской PWC и американской Deloitte! А ведь на суд сотрудников «Форума» поступают самые разносторонние документы, связанные с российскими электроэнергетикой, железнодорожным транспортом, атомной отраслью, угольной промышленностью, минерально-сырьевой базой, геологоразведкой, налогами, антимонопольным регулированием, деофшоризацией, антикоррупционными инициативами, стандартом открытости федеральных органов исполнительной власти, электронной торговлей, проектами развития авиации, образования и науки, развития территорий и так далее. Получается, с одной стороны руководство страны борется с НКО, финансируемыми из-за рубежа, а с другой – получает «экспертные заключения» прозападных специалистов, которым господин Абызов не просто доверил определение курса нашей страны, но, видимо, еще и позволил делать это под дудку Запада.

Надо ли говорить, что при этом ОП остается самой загадочной организацией в правительстве, несмотря на то, что формировалось оно на волне всеобщей прозрачности и желании максимально приблизить кабмин к народу. По каким-то причинам это важное дело было передано в руки Михаила Абызова, который, видимо, быстро смекнул, что к чему, и только за год работы в правительстве увеличил свой доход в пять раз: в 2013 году он заработал почти 283 млн рублей против 60 млн в 2012-м. В целом же тогда состояние новоиспеченного министра оценивалось в $1,25 млрд., которые Михаил Абызов сделал на энергетике, строительстве, инжиниринге, машиностроении и сельском хозяйстве.

[:wsame:]

И, казалось бы, можно не сомневаться – опытный бизнесмен как никто лучше ориентируется в бизнес-процессах и связках предпринимательства с госмашиной. Однако если посмотреть на то, как идут дела в том самом инжиниринговом холдинге «Группа Е4», задолжавшем своим сотрудникам миллионы рублей, и вспомнить слухи о том, что деньги компании уводились в США через соратника министра Абызова, бывшего члена совета директоров Е4 и американского гражданина Вэла Ванинова, становится ясно, что ОП – всего лишь красивая обертка и надежное кожаное кресло для господина Абызова.

Судя по всему, сидит в этом кресле Михаил Анатольевич вполне себе крепко. Поговаривают, что все программы, проходящие через «Открытое правительство», редактирует лично вице-премьер Аркадий Дворкович. По слухам, к примеру, так случилось с программой Росгеологии: замглавы правительства якобы не одобрял идею создания госкомпании по геологоразведке – и эксперты ОП (вот уж совпадение) посчитали, что идея требует доработки. А кто уж был истинным автором поправок – остается лишь гадать.

В экспертном обществе уже ползут неприятные слухи о том, что с легкой руки Михаила Абызова начал формироваться «рынок экспертизы», когда можно сделать или скорректировать заключение в нужном ключе за соответствующую плату. При этом сам министр без портфеля любит говорить о здоровой конкуренции, об отрытых процедурах, тендерах и так далее. Вряд ли можно ему доверять, ведь даже тот самый АЦ «Форум», как говорят, получил столь лакомый госзаказ без реальной конкуренции.

«Открытое правительство» Михаила Абызова вполне можно было бы считать весьма полезной «прокладкой» между высшими чиновниками и бизнесом, однако за два года работы ОП вряд ли кто увидел внятные результаты его работы. Более того, министра, занимающегося делами «Открытого правительства», активисты ОНФ уже критиковали за недостаточную «прозрачность» работы кабмина. На это Абызов ответил: мол, будем работать и обеспечивать гораздо больший интерактив с обществом. С тех пор открытости так и не видно. Да и откуда бы ей взяться, если профильный министр сам закрыт от общественности, не раскрывая источников собственного обогащения, а также критериев, по которым он отбирает экспертов и подчиненных? Похоже, все «Открытое правительство» не мешало бы прогнать через процедуру листинга, а самому Михаилу Анатольевичу ответить на ряд неудобных вопросов.

[:wsame:]

Ирина Калашникова

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика