Завод-призрак. Во что превратилось знаменитое предприятие

Мы пообщались с бастующими работниками знаменитого предприятия и выяснили, кто может быть виноват в социальном бунте

Фото: Забастовка рабочих в Вологде // newsvo.ru

Мы пообщались с бастующими работниками знаменитого предприятия и выяснили, кто может быть виноват в социальном бунте.

Вологда рискует стать горячей точкой текущего кризиса. Одно за другим здесь закрываются предприятия, рабочие месяцами не получают зарплату и в итоге оказываются на улице. Их голодовки и протесты, похоже, несильно волнуют власти.

Пикет с автоматчиками

Вологодский машиностроительный напоминает завод-призрак. Большинство обшарпанных корпусов закрыто или сдано в аренду (правда, арендаторов тоже не видно). Коммуникации отключены за долги. Но в одном из цехов еще теплится жизнь – доделывают старый заказ для Прибалтики. К проходной выходят несколько рабочих в лохмотьях – спецодежду не закупают уже 2,5 года. Сегодня перед зданием завода «собрание трудового коллектива» – присутствуют почти 50 человек, из них половина уже уволены, половину сократят в конце месяца. Лидер профкома (ее тоже уволили месяц назад) зачитывает требования к администрации.

– Первое – срочно погасить долги по зарплате, – говорит Ольга Стуканцева.

Перебои с зарплатой на ВМЗ начались с 2012-го. Но летом 2014-го, говорят, платить вообще перестали. В декабре рабочие пошли в облпрокуратуру.

– Большинству из них не платили по 6–8 месяцев, – говорит юрист Сергей Поддубный. – К концу февраля зарплату за 2014-й все-таки выдали. А с этого года рабочим снова не платят.

[:wsame:]

Помимо зарплаты, сотрудники требуют обеспечить им охрану труда и здоровья.

– Воды нет, вылезаешь из бочки черный, как негр, и даже руки не помыть, – возмущается один из рабочих.

– Еще пусть столовую вернут! – кричит другой.

– А надо ли нам все это, если завод все равно закроют, а нас сократят? – спрашивает третий.

И правда, сейчас на ВМЗ 75 человек, к 29 мая уволят 51.

[:image:]

– Оставшиеся, видимо, будут делать оборонзаказ, от которого нашему руководству никак не отвертеться: мы в цепочке еще из 8 предприятий, выпускаем комплекты для танков, – поясняет Стуканцева.

Основное производство ВМЗ – цистерны для пищепрома, и спрос на них есть. Но делать их теперь просто некому.

– Из-за проблем с зарплатой люди уходили, из 650 человек у нас к прошлому лету оставалось чуть больше 200, – рассказывает Стуканцева. – Их продолжали сокращать: тем, кто напишет по собственному, обещали погасить долги по зарплате. Но в итоге большинство так и ушли с долгами за 3–4 месяца.

К январю на ВМЗ оставалось чуть меньше 140 человек, в марте появился список на увольнение еще 50. Рабочие не выдержали и отправились пикетировать обл-администрацию.

– Туда же сразу пригнали кучу полиции, автоматчиков, – вспоминает Стуканцева. – Меня потом оштрафовали на 10 тысяч рублей за несанкционированное шествие и митинг. А губернатор нас так и не принял, его зам заявил, что все наладится после процедуры банкротства.

Саботаж конкурентов?

Этой процедуры рабочие не могут дождаться с 2013-го, когда был подан первый иск в арбитраж, сейчас кредиторов уже 13. Общий долг ВМЗ превышает 500 млн руб.

[:wsame:]

– В единственном письме, что мне недавно прислали из обладминистрации, чиновники признают, что это связано с неэффективным менеджментом, – говорит Стуканцева. – Притом указывают, что предприятие рентабельно и его продукция востребована. Сохранить завод можно через смену собственника.

Последнего рабочие и винят во всех своих бедах. ВМЗ входит в «Вологодскую холдинговую компанию», созданную местным промышленником Александром Калединым.

– Он начинал парторгом троллейбусного депо, которое как-то приватизировал в начале 90-х, теперь это единственное частное депо в стране, – говорит юрист Поддубный. – Позже он выкупил целый пул предприятий, говорят, не без помощи экс-губернатора Вологодской области Позгалева, с которым у него хорошие связи. В том числе в 2009-м Каледин получил ВМЗ и довел до нынешнего состояния.

Г-н Каледин с февраля находится в розыске по подозрению в злоупотреблении полномочиями и фактическом выводе средств с ВМЗ. Его представители уверяют, что обвинение несостоятельно, а в ситуации на ВМЗ собственники неповинны.

– В 2009-м экс-гендиректор ВМЗ увел с завода костяк лучших специалистов и создал свое предприятие абсолютно такого же профиля, – рассказывает глава юротдела холдинга Наталья Набока. – При этом всех основных заказчиков сотрудники отдела маркетинга ВМЗ направляли в этот якобы наш филиал, на сайте завода тоже были ссылки на это предприятие.

Удивительно, что саботаж новые владельцы завода заметили лишь к 2012-му. Когда «объемы заказов снизились с 50 до 12–18 млн руб. в месяц». Потому собственники и привлекали кредиты «на многомиллионные суммы». Правда, работники предприятия этим объяснениям не верят.

– Каледин сам нанес ущерб заводу, с его приходом мы вдруг начали делать автобусы, на это отвлекались огромные деньги, основное производство страдало, терялись заказы, – рассказывает Стуканцева. – А когда мы освоили этот профиль, автобусы перевели на смежное предприятие.

Ликвидация по образцу

Притом версия с саботажем на ВМЗ не объясняет те же проблемы, что испытывают другие предприятия Каледина.

[:wsame:]

– По той же схеме он до этого сгубил завод «Северный коммунар», – рассказал экс-сотрудник завода. – Еще в 2005-м его разделили на 5 предприятий, и пошла распродажа станков, площадей, огромные ссуды. К началу

2014-го там оставались 150 человек, которых вместе с производством обещали перевести на ВМЗ. Но в итоге люди поувольнялись из-за невыплат, сейчас завод фактически не работает.

[:image:]

Кстати, работникам ВМЗ в то же время предлагали переводиться на еще одно предприятие Каледина – «Транс-Альфа Электро». А там долги по зарплате превышают 12 млн руб.

– Лично мне должны около 250 тысяч, не платят с сентября, – говорит работник предприятия Андрей Удалов. – В декабре на заводе провели 50% сокращение, сейчас там работают человек пять, остальные либо уволены, либо прекратили работу в связи с невыплатой зарплаты. Ее выдали только семи сотрудникам, которые в апреле решились на голодовку.

«Транс-Альфа» выпускает троллейбусы, а с муниципальным заказом работать сложно, тем более в кризис, сетует юрист Набока.

– Кризис не объясняет, почему все предприятия Каледина в руинах, – говорит Удалов. – Даже его овчинно-меховая фабрика, которая шила на оборонку, сейчас тоже стоит. Не знаю, может, на него кто наезжает.

Этой весной в прессе действительно появились анонимные сообщения о наездах на Каледина, в том числе со стороны главы Ростеха Чемезова. Но в холдинге эту информацию не подтверждают.

– Всё это старая коррупционная схема, – считает юрист Поддубный. – Предприятия рентабельны, просто хочется больше прибыли. Берутся кредиты: предприятия большие, деньги под них давали. Все ресурсы выжали, и теперь производства эти Каледину не жаль. Удивляет, что на все это закрывали глаза местные власти.

Предприятия Каледина за последние три года регулярно были в лидерах по долгам. И на него, и на директоров производств (кстати, на ВМЗ за два года их сменилось 12) периодически возбуждались дела по невыплате зарплат и налогов. Долги кое-как гасились, но в итоге ситуация на ВМЗ в конце 2014-го привлекла более пристальное внимание органов.

[:wsame:]

– Выяснилось, что с 2012 года председатели совета директоров выводили средства предприятия на аффилированные структуры, – рассказали в облпрокуратуре. – Идет следствие.

На ВМЗ регулярно ходит ОБЭП, но Каледина органы разыскать так и не могут. Хотя г-жа Набока признала, что он участвует в управлении и совещаниях по скайпу.

– Более того, на последнем заседании арбитражного суда выяснилось, что структура Каледина выкупила долг у одного из самых мелких кредиторов ВМЗ, и теперь, видимо, он будет банкротить собственное предприятие, – говорит Поддубный.

В общем, бизнес Каледина продолжается. А многие из его бывших сотрудников до сих пор сидят без работы. Причем увольнение сотен рабочих и ликвидация нескольких крупных предприятий для города с 300 тыс. населения – событие ощутимое. Не получая помощи от местных властей, в последние месяцы сотрудники того же ВМЗ пытаются «найти выход на Путина». Но повторить успех сотрудников космодрома Восточный пока не удается, в федеральных инстанциях вологодским рабочим до сих пор отвечают отписками.

/Между тем

Ситуация в Вологде не уникальна – на днях голодовку объявили сотрудники новосибирского завода «Сибтрубопроводстрой». Рабочим не платят с августа 2014-го, почти тысяче сотрудников должны 125 млн руб. Завод в стадии банкротства, общий долг кредиторам – около 5 млрд. Напомним, неменьшие долги накопил и Уралвагонзавод, где более 5000 сотрудников находятся в вынужденном отпуске. Между тем на прошедшей в столице конференции профсоюзов замглавы Минтруда Любовь Ельцова заявила, что ситуация на рынке труда в стране «спокойная». Хотя зарегистрированная безработица превысила 1 млн человек, а количество вакансий за последний год «существенно снизилось» – на 744, 1 тыс. единиц.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика