Чубайс развалил музей? Или возрождает?
Наш корреспондент выяснил причины затянувшейся реконструкции Политехнического музея, которая длится уже четыре года
Наш корреспондент выяснил причины затянувшейся реконструкции Политехнического музея, которая длится уже четыре года.
[:rsame:]
Уникальные экспозиции Политехнического музея, гремевшего во времена СССР на весь мир, сейчас разбросаны по всей Москве – часть в культурном центре ЗИЛа, часть в «Технополисе» в Текстильщиках, еще что-то на ВДНХ…
– Как бы музей не повторил судьбу Большого театра, – выразил обеспокоенность в беседе с корреспондентом «Собеседника» архитектор с мировым именем Валентин Гаврилов. – Помните, в Большом после ремонта вдруг обнаружилось: исчезли бесценные люстры, паркет, лепнина...
В музейном мире ходят устойчивые слухи, что уникальные вещицы из музея видели на Рублевке в частных коллекциях.
«А не надо было ссориться с Чубайсом»
Гурген Григорян, до 2010 года директор Политехнического музея, конечно, обижен: его уволили ни за что. Без каких бы то ни было формулировок. Просто «состарился». Ему на момент увольнения было аж 74.
[:image:]
– В 2009-м к нам пришел Анатолий Чубайс, – рассказывает бывший директор. – Он предложил создать фонд вроде бы как помощи музею. Я был не против. Члены фонда в итоге меня и выжили.
Из книги Григоряна «О рейдерстве»: «Очень быстро стало очевидным, что музей, его история, традиции и планы развития не представляют никакого интереса для фонда. ...Мне предлагали сдавать часть музея то под книжный магазин, то под ресторан. Я отказывался наотрез».
– А что же Анатолий Чубайс?
– «Вам придется уйти», – сказал мне Анатолий Борисович. Хотя уж точно не ему меня увольнять. Я был на должности почти 25 лет, спас музей от фактической гибели в 90-е... Не имел ни одного нарекания, а подчинялись мы (музей) Министерству культуры – не Чубайсу. Позже в личном разговоре один большой чиновник от культуры заметил: «А не надо было ссориться с Чубайсом».
[:image:]
Всё в пыли и разрухе
Из книги Григоряна: «Я написал Чубайсу письмо. Задавал один вопрос: «Зачем?» И он ответил: «Последние тридцать лет я занимаюсь одним и тем же – пытаюсь сделать нашу страну современной и человеческой. Поскольку сейчас эту задачу я пытаюсь решать с помощью «инновационного» угла зрения, ясно, что важнейший в стране научно-технический музей надо сделать таким же – современным и человеческим. А дальше, естественно, будет сделано все возможное и невозможное, чтобы этого добиться. Извините за пафос. А. Б. Чубайс».
[:image:]
Может быть, действительно время «старого» директора прошло, он просто не вписался в реалии нового века?
– Мне бы не хотелось думать, – говорит Григорян, – что те или иные вещи могли «увести» и продать. Впрочем, существует каталог-перечень всего имущества музея. При желании можно (и хорошо бы!) проверить, где и что находится сейчас. (Пауза.) Есть проблема еще более серьезная. До сих пор никто в музейном, научном сообществе в глаза не видел нового плана, что будет представлять собой наш музей после ремонта. Боюсь, экспонаты уже не собрать никогда. Само-то здание, безусловно, останется. Но что там разместят, музей ли? (Пауза.) По моим личным ощущениям, вся эта затея была задумана как возможность управлять денежными потоками: по нашей смете (когда я еще был директором) на реконструкцию планировали затратить 7 миллиардов рублей. И это была еще не окончательная цифра.
В пресс-службе Политехнического музея конечно же опровергли почти все обвинения. Сказали, что сроки окончания реконструкции уже известны и даже озвучены – конец 2017-го. Откроется, правда, в 2018-м, если, конечно, не помешает кризис. Заверили: есть даже фотографии ремонта – правда, всё в пыли и разрухе, особенно нечего смотреть. Но никакой «утечки уникальных вещей» и быть не может!
Единственное, что давали на съемки для иностранного журнала – два раритетных довоенных телефона. «Но наша сотрудница сама лично сопровождала вещи до места съемки и обратно!» – поклялись в музее. Заметим, что при прежнем директоре вывозить вещи было запрещено категорически. Только смотреть.
[:wsame:]
[:wsame:]