Россия под крылом китайского дракона: дружеская помощь или тихая экспансия?

Не имей 100 друзей, а имей одного лучшего. Политика последних нескольких месяцев, похоже, к тому и ведет. У нас теперь один главный друг, зато какой. Мы за ним, как за стеной – китайской

Фото:

Не имей 100 друзей, а имей одного лучшего. Политика последних нескольких месяцев, похоже, к тому и ведет. У нас теперь один главный друг, зато какой. Мы за ним, как за стеной – китайской.

Именно китайцы избавят нас от излишков ресурсов, снабдят санкционной едой, построят нам мосты, метро, дороги. Дух захватывает от широты отношений c новым большим союзником России, Китаем. Или они просто делают на нас деньги?

Дружбу в трубу

Открывая на днях строительство газопровода «Сила Сибири», президент Путин отметил, что в сотрудничестве «для наших китайских друзей ограничений нет». Заявление рискует стать слоганом нашей геополитики на ближайшие годы. Раньше мы с большой осторожностью допускали китайских партнеров в стратегические сферы, включая недра. Но после санкций круг сузился. И по контракту Газпрома, заключенному в мае, следующие 30 лет газ из Восточной Сибири будет идти в КНР. Осенью на то же самое надеются подписать и Западную Сибирь (в качестве побочного эффекта нам обещали газификацию таежных краев – наконец-то для этого нашелся повод!).

Нефти мы для китайцев тоже не пожалеем. «Роснефть» предложила им 10% акций крупнейшего Ванкорского месторождения. По слухам, ведутся переговоры и по другим активам, включая разработку на арктическом шельфе – не зря мы столько лет вели с Западом «битву за Арктику». Но теперь нам важнее спасти нефтяного гиганта.

– Скупая активы от «Удмурт­нефти» до ТНК, «Роснефть» раздулась до неприличия и в этом процессе влезла в долги. А теперь, чтобы расплатиться с ними, фактически заложила китайцам всю нефть в Восточной Сибири, – считает партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. – По газу мы торговались с китайцами 10 лет и в итоге заключили контракт, цена которого до сих пор так и не раскрывается. Есть сомнения, что этот проект окупится даже через 30 лет.

Не все эксперты настроены так пессимистично, тем более что другого выхода после санкций все равно не было. К тому же не помешает расширить рынок сбыта на восток, где Китай – крупнейший потребитель энергоресурсов. Другое дело, что, не будучи в тупике, это можно было сделать с большей выгодой. Ведь теперь поставщиков у китайцев гораздо больше, чем у нас покупателей.

– Китай заинтересован в нас как в сырьевом тылу, тем более в условиях экономического противостояния с США, которое начнется после возвращения Тайваня, – поясняет глава Института политической социологии Вячеслав Смирнов. – И мы будем им помогать в фарватере. Не уверен, что нам удастся стать их главными поставщиками ресурсов. На этой позиции у них Тегеран, они очень активно работают в Африке, по сути, колонизируют ее успешнее СССР.

[:image:]

От 40 до 80% природных ресурсов некоторых африканских стран экспортируется в КНР. При этом Черный континент китайцам кажется более надежным партнером.

– Китайцы даже плохую экономику с перспективой развития предпочитают неустойчивой, – считает директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов. – Мы же, войдя в полосу конфронтации с Западом, показываем нестабильность. И никакого ажиотажа насчет развития бизнес-партнерства с Россией в Китае нет. Для них более надежными партнерами остаются те же американцы.

На полях и стройках

Как же так? Ведь китайцы «не дружат» с Америкой. А мы им близки, хотя бы как бывшие строители коммунизма.

– Они к нам действительно относятся лучше, чем к любым другим народам, в китайской прессе Россию не критикуют, Путин у них почти нацгерой, любой таксист в сельской глуши расскажет, какой он крутой, – продолжает Маслов. – Но одно дело – эмоции народа, а другое – расчет государства.

Товарооборот с США и ЕС у Китая в 5 раз выше, чем с нами. И санкции Запада против нас они отклонили не для того, чтобы вместе дружить против всего мира. Наша нужда дает им возможность прибыли. Конечно, китайцы помогут нам и с яблоками, и со свининой, которая последние 10 лет была под запретом Россельхознадзора из-за эпидемий ящура (судя по всему, мы скоро отменим эмбарго). При этом цену на мясо китайские поставщики уже увеличили на 15%, на фрукты-овощи – на 20–30%. Но в Сибири и Приморье их уже закупают. Вроде бы на волне санкций мы собирались принимать здоровую пищу и поднимать АПК. А вместо этого просто меняем поставщиков – вынужденно и без пользы.

– Зачем губернатору региона дотировать какое-нибудь убыточное предприятие АПК, где 50% денег разворуется уже на этапе мелиорации, если он может заплатить за то, что можно уже сегодня подать на стол? – говорит Вячеслав Смирнов.

Тем более что продукцию к столу китайцы вполне могут выращивать и у нас. На Ставрополье, в ЦФО, Сибири они уже давно обрабатывают арендованные сельхозугодья, урожая с них снимают в 2–3 раза больше, чем наши фермеры, и продают дешевле. Правда, специалисты говорят, что на выжженной китайскими химикатами земле потом даже скот не пасется. Но что с того: земли, которую мы сами не можем освоить, у нас еще много.

[:image:]

А теперь, когда все барьеры сняты, на нее придет еще больше китайцев. В Чувашии, например, партнеры из КНР начинают создавать агропарк, плюс они не против подключиться и к строительству в регионе. Похожий проект намерена развивать Курганская область. Кстати, в июле премьер Медведев сообщил, что китайцы, возможно, будут строить нам госжилье. А столичные власти не исключили, что они проложат шесть новых станций метро в Новую Москву. И китайцы будут приходить на наши стройки со своими технологиями и рабсилой.

– Тоже показательно: мы были одними из пионеров метростроения, китайцы начали развивать метро лишь в конце 90-х, – говорит Алексей Маслов. – И, утратив передовые позиции в этой сфере, мы теперь отдаем им рабочие места.

Куём кадры

Такое обострение «дружбы» усиливает страхи экспансии. Даже в прессе регулярно звучат прогнозы, мол, скоро китайцам надоест ютиться у себя и наша азиатская часть станет такой буквально. Но эксперты считают, что это обывательский миф: китайцы хотят у нас не жить, а работать, осваивая ресурсы, доходы, технологии и переправляя это все на родину. Яркий пример – Еврейская автономная область. Пока мы волнуемся о переселении китайцев в Приморье, здесь они почти монопольно выращивают сою, закупают лес, разрабатывают добычу руды и хотят строить мост через Амур для ее транспортировки. Функции власти и бизнеса уже в немалой степени замещены.

– Нам нужно срочно готовить востоковедов, экспертов по китайскому бизнесу, – считает Алексей Маслов. – У нас ширится изучение языка, но преподают его китайцы и готовят там людей, более лояльных к КНР, чем к России. А нам нужна переподготовка сотрудников региональных администраций, где руководители часто вообще не понимают специфику менталитета. За вежливостью и радушием скрываются жесткие и упорные переговорщики, всегда преследующие только свои интересы. Я не уверен, что и высшее руководство до конца понимает эти моменты. Там работают хорошие эксперты, но не они принимают решения. Нам нельзя очаровываться заявлениями китайских коллег, с теми же теплыми словами они относятся и к другим партнерам – от Центральной Азии до США.

Не стоит обманываться и схожим стилем госуправления. В Китае – та же вертикаль, но на верхушке ее не один человек.

– У них коллективное руководство, вместо одного – 50 «Путиных», и все участвуют в принятии решений, – говорит Вячеслав Смирнов. – При этом планируют они на 20–30 лет вперед. Мы привыкли жить сегодняшним днем. А что из этого выйдет завтра? Тихая экономическая экспансия, других вариантов пока я не вижу.

[:image:]

/что еще

Теперь и авто – китайские

Только пошли слухи о возможных российских запретах на иномарки, китайцы принялись осваивать российский авторынок. Два крупнейших автоконцерна объявили о намерении открыть заводы в России (один уже строится в Тульской области).

– Китайцы уже пытались зайти на наш рынок в 2007-м, но тогда провалились, не уделили должного внимания сервису, постпродажному обслуживанию, качеству, – говорит глава агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Но они очень быстро развиваются, и сейчас контроль качества у них близок к европейскому.

А по цене китайские машины смогут конкурировать с продукцией нашего автопрома и недорогими иномарками. В планах – завоевание около 10% российского авторынка через 3 года.

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика