Команданте Ча. Тайны биографии народного мэра Севастополя Алексея Чалого

Чалый – самый загадочный политик нашего времени. Мало кому известный еще в начале этого года, за несколько месяцев он стал чуть ли не самой популярной личностью не только в Крыму, но и во всей России

Фото: Алексей Чалый // ИТАР-ТАСС

Народный мэр Севастополя Алексей Чалый – самый загадочный политик нашего времени. Мало кому известный еще в начале этого года, за несколько месяцев он стал чуть ли не самой популярной личностью не только в Крыму, но и во всей России. Он не похож ни на российских, ни на украинских политиков – интеллигент в свитере, цитирующий Булгакова и Вертинского, употребляющий в обыденной речи слова «честь», «любовь», «цивилизационная ориентация» и «память предков», не боясь показаться высокопарным. 

– Я не только произношу, я за это и подраться готов! – признался Чалый журналистам.

В России его знают, как «того, в свитере, из Севастополя». Он единственный из крымской делегации приехал на официальное мероприятие по воссоединению Крыма с Россией не в деловом костюме.

– Выезжали мы срочно, секретно, нам даже не сказали, что будет за мероприятие. Да и времени не было на переодевания – были очень тяжелые дни. Путь в Москву был длинным и беспокойным. Представляете – два борта «сепаратистов»! – смеется друг Алексея Чалого и глава его службы безопасности Андрей Семенов. – Сначала нас перевезли автобусами под прикрытием через Керченский пролив, потом на машинах – до Анапы, а оттуда уже вылетели в Москву, причем в воздухе еще делали большой крюк – целая спецоперация!.. Но, вообще, зная Алексея, историю его семьи, могу сказать, что объединение Севастополя и России – для него это никакой не официоз и не геополитика, это что-то его очень личное, к чему он шел последние 23 года. 

В Севастополе никому не кажется странным, что в революционный период в феврале этого года город возглавил выходец из военной семьи. Дед Чалого – известный вице-адмирал Василий Филиппович Чалый, участник Великой Отечественной войны, командующий эскадрой Черноморского флота, награжденный орденом Ленина и пятью орденами Красного Знамени. Отец Чалого – ученый и известный изобретатель, мама – преподаватель. 

– Алексей, можно сказать, вырос среди живой истории и не забыл об этом ни когда стал взрослым, ни когда заработал свой первый миллион, ни когда в новой Украине вдруг стали переписывать советскую историю и менять местами героев и антигероев, – рассказал нам Андрей Семенов.

[:image:]

Мало кто знает, что Чалый окончил военное училище. И хотя он не пошел по военной стезе – перетянула наука, но многие его однокурсники дослужились до высоких чинов армии и флота, поэтому в революционные дни у них не возникало разногласий с возглавившим новую власть Чалым. 

В 1987 году выпускник приборостроительного института Алексей Чалый пришел работать в лабораторию НИИ. Времена для науки были не самые удачные, и на волне перестройки Чалый организовал научно-производственное предприятие «Таврида Электрик». 

– Вначале это был подвал, где несколько человек собирали выключатели. Сейчас это уже огромная корпорация из 70 предприятий, – рассказал Андрей Семенов.

Близкие к предприятию люди говорят, что в начале «нулевых» Чалому пришлось вывести свое предприятие за пределы Украины, чтобы не платить взятки и поборы местным коррупционерам. На Украине Чалого прозвали «рукой Москвы». 

– Когда бизнес Чалого окреп, вокруг него стали кружить чиновники – мотали проверками, надуманными предписаниями и возбужденными делами, вымогая взятки или долю в бизнесе. Чалый перевел свое производство в Россию. А потом за ним последовал и весь Севастополь, – объяснил один из коллег Чалого.

Губернатор на час

Парадокс, но как раз в политику Чалый никогда не стремился. Личная слава и регалии его, похоже, тоже мало волновали – в «Тавриде Электрике» он до последнего времени значился техническим директором, а генеральным назвал себя только недавно, и то в основном, чтобы партнеры косо не смотрели. 

– Никто в городе не знал, кто и на какие деньги строит в Севастополе Мемориальный комплекс 35-й береговой батареи, которая героически обороняла город в дни войны. Только самые близкие знали, что и идея, и все финансирование – лично Чалого, – рассказывает хорошая знакомая Чалого, директор туристического агентства Елена Баженова. – Алексей спонсировал выпуск школьных дневников с информацией об улицах города, знаменитых людях, важных событиях Севастополя. Поэтому наши школьники знают, в каком героическом городе живут, и не забывают подвиг предков. Алексей финансировал документальные фильмы, книги о Севастополе, работу историков. Но обо всем мало кому было известно, так имя Чалого не появлялось ни в посвящениях, ни в благодарностях, ни на мемориальных табличках...

Друзья Чалого рассказывают, что засекреченную в советское время историю 35-й береговой батареи, брошенной командованием, но сражавшейся до конца, ему впервые поведал его дед, вице-адмирал. А в феврале 2014 года историк-любитель Алексей Чалый и сам стал активным участником исторических событий.

– 23 февраля севастопольцы вышли к горадминстрации. «Правый сектор» в Киеве накануне заявил: «Севастополь, встречай, к вам едет «поезд дружбы». Все уже знали «дружбу» «Правого сектора», который избивает, приковывает наручниками, ставит на колени. Но Севастополь не тот город, где такое возможно сделать с людьми, – рассказал нам депутат горсовета Владимир Тюнин. – Несколько тысяч человек вышли на главную площадь. Кто-то назвал имя Чалого. Тот вышел и сказал в микрофон не больше 20 слов (он вообще очень немногословен), после которых площадь провозгласила его «народным мэром».

«Народных мэров» по Украине арестовывали в эти дни пачками – за измену и сепаратизм. Чалый избежал этой участи.

– На него был выписан не один ордер. Арестовывать его приезжали прокурор города, начальник милиции, глава городского СБУ (украинский аналог ФСБ. – Ред.), – вспоминает Тюнин. – Когда они подъехали, Чалый через другой выход вышел к толпе и встал среди них. Я подвел прокурора к окну, за которым стояли тысячи севастопольцев, и сказал: «Вы их видите? Пойдите и заберите у них Чалого». После этого он развернулся и молча вышел из кабинета.

[:image:]

Революционер и эволюционер 

В те дни в Севастополе многие поставили на карту все. Чалый – тоже. Он перечислил в бюджет города 100 млн гривен (400 млн рублей) личных денег на первоочередные нужды города, оказавшегося в блокаде. Взял на себя выплату довольствия военным, перешедшим на сторону России.

– Это были реально опасные дни. Чалого могли не только арестовать, но и убить. А его дело было общим делом, – вспоминает Андрей Семенов. – Помню, каких трудов нам стоило заставить Алексея надеть бронежилет и ходить по городу только в нем! Могу сказать, что ни одной ночи он не ночевал на одном месте – оставалась вероятность ареста. Несмотря на риск, очень многие севастопольцы готовы были дать ему ночлег. Его жена и дети тоже оставались в городе, хотя могли бы выехать – в целях безопасности. Помню, в администрацию постоянно приходили бабульки, которые несли кто пирожки, кто вязаные носки «для Чалого», который стал символом надежды для горожан... 

Сегодня в Севастополе даже выпускают сувенирные футболки с портретом Чалого и надписью «Команданте Ча» – с намеком на недавние бурные революционные дни. Эйфория спала, и Чалый подал в отставку. 

«Народный мэр» передал место главы города тому, кто будет заниматься бытовой рутиной и городскими проблемами, которых у Севастополя немало, считают в городе. Некоторые особо рьяные горожане ждали от Чалого продолжения революции нон-стоп – полного переформатирования власти, смены кадров, посадки коррупционеров. Но Чалый не стал махать шашкой и просто оставил беспокойный пост, возглавив созданное Путиным специально под него Агентство стратегического развития города. 

– Я эволюционер, а не революционер, – повторяет оппонентам Чалый.

Парадокс: а в историю вошел именно как революционер. 

Личное

Женат, двое детей – дочка 10 лет и сын 23 лет.

Играл в футбол в Севастопольской городской команде.

В компании любит петь и читать стихи. Любимый романс, который поет – «Севастопольский вальс».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика