Казаки спровоцировали скандал вокруг русского языка
В России всего по паре. Двое союзников – армия и флот, две беды – дураки и дороги. И врагов тоже двое – заграница и евреи. От этих коварных сил русскую культуру особенно активно сейчас кинулись оберегать казаки. Пока в Москве казачество гоняет уличных торговцев, в Воронеже озаботились сохранностью русского языка
В России всего по паре. Двое союзников – армия и флот, две беды – дураки и дороги. И врагов тоже двое – заграница и евреи. От этих коварных сил русскую культуру особенно активно сейчас кинулись оберегать казаки. Пока в Москве казачество гоняет уличных торговцев, в Воронеже озаботились сохранностью русского языка.
28 марта ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий получил письмо, подписанное атаманом и старейшиной станицы Головачевская Киреевым и Коротеевым и председателем ВОО «Союз офицеров» Дмитриевым. Подписавшиеся выражали возмущение действиями заведующего кафедрой общего языкознания и стилистики Иосифа Абрамовича Стернина. Якобы тот некомпетентен, выступает за легализацию мата и составляет экспертизы, на основании которых невинных людей упекают за разжигание межнациональной розни, причем все это делает на заграничные деньги. Ректор в ответ написал в своем твиттере, что такие письма он считает недопустимыми, и, видимо, решил, что инцидент исчерпан. Но уже 12 апреля копии письма были развешаны на филологическом факультете и в других корпусах университета. Теперь под ним появилось еще две подписи: лидера общественно-патриотического движения «Зеленая лента» Валентины Бобровой и руководителя Воронежского отдeления «Народного ополчения им. Минина и Пожарского» (НОМП) Сергея Ишутина.
Язык – как супермаркет
В тесном кабинете Иосифа Стернина в ВГУ идет студенческая конференция. За столом – несколько русских и иностранных студентов, атмосфера скорее не научного собрания, а дружеской беседы. Одна из студенток читает доклад об иностранных заимствованиях в молодежной речи – тема, которая не дает покоя поборникам чистоты языка. Эти нотки звучат и в докладе: заимствования губят наш язык и культуру.
– Язык – это супермаркет, где на полках лежат слова и правила, – возражает профессор, – и чем их больше, чем они разнообразнее, тем богаче язык. А какие из них брать в свою речь, решают люди. И зависит это от их культуры речи. Не язык надо защищать, а учить людей правильно пользоваться словами.
Именно этим Стернин занимается всю жизнь. Он организатор и руководитель воронежской бесплатной телефонной службы русского языка, уже 12 лет автор и ведущий еженедельной телепередачи «Территория слова», организатор городских праздников «Самый грамотный» и «День родного языка», его трудами в воронежских школах появился предмет «Культура общения»... все перечислять – газеты не хватит. Студенты его обожают и называют за глаза Куздра* – потому что он всегда рассказывает первокурсникам знаменитую историю про академика Щербу. Профессор не обижается. И несмотря на последние события, не выглядит подавленным:
– Я за эти дни получил такую поддержку – от студентов, журналистов, коллег... Уже больше ста сорока подписей собрали под письмом в мою поддержку на факультете. В этом есть положительная сторона – по крайней мере, это привлечет внимание к многим нашим проблемам. Слишком уж у нас много националистически настроенных товарищей, которые любят кричать, что все заполонили масоны и бесы. Даже сейчас некоторые из моих коллег (вот что особенно обидно) утверждали, что это я сам развесил в коридорах письмо против себя, устроил такую провокацию.
Кто прикрылся казачьей папахой?
Противостояние Стернина с националистами началось не вчера. Первое письмо от казаков тогдашнему ректору ВГУ Титову появилось еще в марте 2008 года – там, правда, стояли другие подписи. потом были анонимные звонки на радиопередачу с антисемитскими высказываниями, другие письма и жалобы. Стернин убежден, что сейчас кто-то просто решил воспользоваться давней историей.
– Здесь три причины и один повод, – говорит он. – Первая причина – пиар. Кто слышал об этих станицах и ополчениях? Решили дополнительно помелькать. Вторая – имя и отчество мое не нравятся. Третья – моя экспертная деятельность.
Стернин – член гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, единственный такой специалист в Центрально-Черноземном районе. Несколько лет назад он по просьбе силовиков делал экспертизу брошюры «Россия ополчается против разрушителей» Александра Мосолова на предмет разжигания межнациональной розни. В итоге Мосолов был осужден на полгода исправительных работ условно.
А поводом, по мнению профессора, стали выборы декана. ВГУ раскололся на два лагеря. Националистически настроенная часть поддерживала Ольгу Бердникову, а Стернин выступал за Андрея Фаустова, зав. кафедрой русской литературы.
– Ольга Бердникова – культурная, образованная женщина, хороший преподаватель и ученый, – объясняет Стернин. – Но она очень уж увлеклась религией в последнее время. Забирает студентов с лекций на встречи со священниками, все стены на факультете увешаны религиозными воззваниями... Я не против религии, но не надо тащить ее в науку и образование! А с Фаустовым мы много работаем вместе, постоянно придумываем новые шаги для развития факультета. Ведь нам уже некого учить, кафедры закрываются, преподавателей увольняют... Мы хотим расширить привлекательность факультета за счет новых прикладных специальностей – риторика, лингвокриминалистика, спичрайтинг... Но консерваторы против: мол, это не филология. Конечно, мы будем бороться за будущее факультета, за его спасение.
Но на голосовании 12 апреля большинство голосов было отдано Бердниковой. Стернин высказал недовольство результатами. В тот же вечер в стенах вуза появились листовки.
Атаман уважает
Атаман Северо-Донского казачьего округа Виктор Галушкин заявил, что, хотя все официальные обращения казачества должны проходить через него, об этом письме он ничего не знает. Он сообщил «Собеседнику», что станица Головачевская три года, как распущена:
– Сейчас любой может надеть лампасы и делать заявления от имени казачества. Произошедшее – это чистой воды провокация. Киреев и Коротеев? Я с ними незнаком, но знаю о них. Это никчемные и пустые ребята, и я сомневаюсь, что у них все в порядке со здоровьем.
Когда мы напомнили, что пять лет назад он и сам подписывал почти идентичное письмо против Стернина, атаман замялся, но после паузы вспомнил:
– Мы, казаки, как русские люди, выступаем за чистоту русского языка. Мы провели сход, на котором возмутились тем, что Стернин пропагандирует мат. Я выразил мнение казаков и поставил подпись под этим письмом. Но потом этой проблемы больше не было, у нас, помимо этого, есть другие.
А потом добавил внезапно: – А что, Стернин снова за мат? Тогда мы против! Но если будет сохранен русский язык, мы не будем предъявлять претензий профессору Стернину. Мы его уважаем.
Кстати, Стернин никогда не выступал за мат, он, в частности, исследовал причины широкой «матизации» постперестроечной речи и искал способы борьбы с этим явлением. Умеют у нас слышать звон, но не умеют определять его источник...
Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам направила в областную прокуратуру письмо с требованием проверить листовки на предмет содержания оскорблений, клеветы и ложного доноса. По словам старшего помощника прокурора Михаила Усова, результаты будут сообщены не ранее чем через месяц. Направил запрос в районную прокуратуру и ректор ВГУ Ендовицкий – с просьбой найти тех, кто причастен к распространению листовок.
Тем временем 19 апреля состоялось заседание ученого совета, и на должность декана филфака окончательно была утверждена Ольга Бердникова. О том, как это скажется на жизни факультета, говорить пока рано. Зато недавно стало известно, что ректор ВГУ представил Стернина к награде областного правительства – почетному знаку «За заслуги перед Воронежской областью». Как писал Булат Окуджава в «Путешествии дилетантов», «дом сгорел, зато как Бог-то утешил».
Валерия Жарова,
Юлия Репринцева.
Читайте также: