11.05.2011

Воспитание самостоятельности

Мне всегда казалось, что со вторым ребенком я допускаю гораздо меньше ошибок: все-таки к теоретическим знаниям добавился наиболее ценный фактор воспитания – опыт. Но вот младший сынишка достиг 3-летнего возраста, и у нас началось нечто непредсказуемое. Было понятно, что наступил так называемый кризис трехлетнего возраста, с которым знаком каждый внимательный родитель.

Мне всегда казалось, что со вторым ребенком я допускаю гораздо меньше ошибок: все-таки к теоретическим знаниям добавился наиболее ценный фактор воспитания – опыт. Но вот младший сынишка достиг 3-летнего возраста, и у нас началось нечто непредсказуемое. Было понятно, что наступил так называемый кризис трехлетнего возраста, с которым знаком каждый внимательный родитель.

Но у нас всё приобрело какие-то перевернутые формы: вместо слов «я сам» мой сын стал произносить: «Я не могу сам – я еще маленький». В 2,5 он уже самостоятельно ел и совершал многие другие действия. Мы, как могли, поощряли эту самостоятельность и даже стали воспринимать младшего как взрослого ребенка, приближающегося по объему бытовых навыков к старшему 6-летнему брату. Но в 3 года все изменилось – постоянно слышу: «Мама, я не могу сам кушать, не могу сам одеться». Я поняла, что где-то ошиблась в вопросах воспитания самостоятельности.

Психологи утверждают, что в воспитании самостоятельности на первом этапе освоения какого-то предметного навыка важно во всем помогать ребенку. Например, если он проявил желание научиться самостоятельно наливать воду в стакан и 50 раз разлил воду – необходимо каждый раз терпеливо направлять его маленькие ручки и не высказывать недовольство. Если, конечно, не проявляется явное баловство.
После того как малыш отработает какой-то навык, он начнет стараться применять его по любому поводу, например начнет поливать не только комнатные растения, но и игрушечные цветы, изображения в книжках. Этот этап также требует от родителей огромного терпения, т.к. инициативу очень легко можно погасить, устанавливая запреты. Необходимо пытаться направлять энтузиазм малыша в нужное русло. Нужно, всегда хвалить его за совершенное, но после этого объяснять, почему его действия не достигли желаемого результата. Если постоянно поддерживать ребенка таким образом, объяснять ему суть его действий, очень скоро он научится самостоятельно определять их целесообразность – а это следующий важный этап в формировании самостоятельности.

После 3 лет дети, как правило, уже могут оценивать свои действия – что хорошо, что плохо, – и целеустремленность их направлена на достижение нужного, полезного для всех результата. Если до этого родители все делали правильно и не погасили активность малыша.

По мнению психологов, родители 2–3-летних детей допускают две основные ошибки: излишняя опека или, наоборот, предоставление излишней свободы в сочетании с невниманием к трудностям малыша. И то, и другое приводит к замедлению развития ребенка, развивает в детях инфантилизм или синдром беспомощности. В этом случае родителям необходимо изменить собственные привычки, стиль общения с ребенком и медленно, этап за этапом, пройти весь путь воспитания самостоятельности с самого начала. Больше и «качественнее» общаться с малышом, побороть в себе страх, что ребенок сделает что-то не так. Необходимо предоставлять ему свободу действий, больше помогать ему (но не делать все за него), хвалить – и тогда он быстро наверстает все упущенное.


Ольга Денисова.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика