Как успокоить непоседу?
Не каждый активный, упрямый, непослушный малыш – гиперактивный (а это уже диагноз). Как вести себя с таким ребенком?
Не каждый активный, упрямый, непослушный малыш – гиперактивный (а это уже диагноз). Как вести себя с таким ребенком?
«Гиперактивами» могут становиться недоношенные, родившиеся в результате патологических родов или с помощью кесарева сечения дети, малыши-искусственники, а также перенесшие какие-то заболевания в грудничковом возрасте.
Настоящий «гиперактив» не может сосредоточиться (у него дефицит внимания), он нередко импульсивен, настроение его часто колеблется до агрессий. Он постоянно в движении и не способен себя контролировать. Даже устав, он продолжает быть активным, а окончательно выбившись из сил, начинает плакать и «истерить». Его чрезвычайно трудно уложить спать, а если он и спит, то урывками. Такой ребенок обычно просто неуправляем, он абсолютно не реагирует на ограничения или запреты, причем он ведет себя так в любых условиях (дома, в детсаду, в школе, на детской площадке, в магазине, в детской поликлинике и т.д.). Он часто провоцирует конфликты, при этом не контролируя собственную агрессивность, толкается, кусается, дерется, пуская в ход любые подручные средства (камни, палки, игрушки). «Гиперактива» легко определить и по тому, как он много и быстро говорит, глотая слова, не дослушивая, перебивая, задавая вопросы и редко выслушивая ответы.
Терпение и труд
Общение с гиперактивными детьми имеет свои особенности:
1. Родители должны быть терпеливыми и хотя бы внешне спокойными. Они не должны кричать на такого ребенка, им следует сдерживать свои эмоции.
2. Но не следует устраивать ему в наказание и молчаливые бойкоты – этим можно добиться лишь снижения самооценки ребенка, поселив в нем чувство вины, сознание того, что он плохой, неправильный, не может угодить ни маме, ни папе.
3. Нужно все время помнить о том, что в воспитании гипер-активного ребенка рекомендуется избегать двух крайностей: предъявления ему завышенных требований и проявления чрезмерной мягкости.
4. «Гиперактива» лучше всего как можно чаще за любые пустяки хвалить, поскольку он лучше всего реагирует на одобрение, похвалу, негативно отзываясь на любое наказание, а нередко и вовсе не реагируя даже на физическое. Особенно нужно не забывать хвалить и поощрять его (теми же подарками, прогулками, посещениями кинотеатров, экскурсиями) за выполнение любого дела, требующего концентрации внимания. А если все-таки и наказывать, то не физически, а лишая его на время просмотра телевизора, прогулки… При этом наказание должно следовать сразу же после его проступка.
5. Необходимо как можно чаще обнимать такого ребенка – для него очень важен физический контакт с родителями.
6. Следует как можно больше времени проводить с ним, вовлекая его не только в развлечения, но и в общие дела.
7. Нужно ограждать его от внутрисемейных конфликтов.
8. Не рекомендуется посещать с таким ребенком места больших скоплений людей во избежание переутомлений, связанных с излишними впечатлениями. Лучше организовывать ему игры с одним партнером.
9. Желательно как можно раньше начать приучать такого ребенка к пассивным играм – лепке, собиранию пазлов, конструкторов и т.д. Если же ему поначалу будет очень трудно усидеть на одном месте и он станет отвлекаться, нужно последовать за ним со словами: «Тебе это интересно? Так давай посмотрим (сделаем это) вместе». Но затем, после того как ребенок удовлетворит возникший у него интерес, вернуться с ним к предыдущему занятию и постараться довести его до конца.
10. Ему не следует ничего категорически запрещать. Лучше попытаться переключить его внимание на что-то другое, предложить ему интересную альтернативу.
11. Нельзя перегружать внимание «гиперактива» – нужно давать ему сразу не более одного задания.
12. У такого ребенка должны быть четкий распорядок дня и определенный (пусть поначалу и небольшой) круг обязанностей, выполнение которых не нужно забывать контролировать, а потом поощрять.
13. Следует приучать его к выполнению физических упражнений на воздухе, совершать с ним прогулки по парку (лесопарку) или по скверу. Не нужно сдерживать его желание вволю побегать здесь, поиграть, побросать палки, камни (конечно, только не в животных, а тем более не в людей!) – позвольте «гиперактиву» выплеснуть клокочущую в нем энергию.
14. Уже с малых лет такого ребенка рекомендуется приобщать к спорту либо к занятиям танцами.
15. В оформлении его комнаты не рекомендуется использовать яркие цвета, а на его месте (рабочем столе) для занятий не должно быть отвлекающих предметов.
16. В рационе такого ребенка должно быть меньше жареного, соленого, острого, копченого и больше вареного, тушеного, а также свежих фруктов, овощей.
17. И никогда не следует забывать говорить такому ребенку, как сильно вы его любите!
18. Для психологической коррекции поведения
«гиперактива» неплохо обратиться за помощью к детскому психологу.
19. Таким детям обычно рекомендуются занятия для улучшения концентрации внимания: арт-терапия (лепка, рисование), а не изучение английского; ежедневные «агрессивные игры» (кидать камни в стенку «на меткость», бить палкой по земле и т.п.); коллективные спортивные игры, плавание.
Неплохо применять расслабляющие «мяв»- или «гав»-упражнения. Родители и сами могут предложить ребенку совместную игру: «перевоплощение в домашнего четвероногого любимца», скопировав его повадки, движение, его поведение. Для чего нужно расслабленно полежать в той же позе, что и кошка или собака, а затем походить на четвереньках, помурлыкать, полаять. Ну, и еще с помощью специалистов можно проводить с такими детьми сказкотерапию, а если это уже ребенок школьного возраста, то и учить его расслабляться с помощью специальных релаксационных приемов или даже медитативных упражнений.
20. Но если психологу не удается скорректировать поведение такого ребенка, нужно идти не к целителям, а к невропатологу или, быть может, даже к психоневрологу. Врач наверняка сначала обследует ребенка (ЭКГ, МРТ) и, если будет нужно, назначит лечение. Обычно рекомендуется прием лекарств-ноотропов (энцефабола, глиатилина), «подпитывающих» мозг, а также производных глютаминовой кислоты (фенибут, пантогам), тормозящих реакции в головном мозге.