Новости дня

19 февраля, вторник



















18 февраля, понедельник


























"Не судьба": психолог – об уроках осознанности в школах России


Global Look Press
Global Look Press

Психолог Ольга Юрковская объяснила Sobesednik.ru, почему российские школы неспособны научить детей осознанности. 

На днях газета The New York Times сообщила, что как минимум в 370 английских школах планируется ввести новый предмет – осознанность. Школьники будут осваивать техники расслабления, выполнять дыхательные упражнения и постигать другие методы регулирования своего эмоционального состояния. 

Правительство Великобритании решилось на такое нововведение после публикации исследования Национальной службы здравоохранения. Исследователи выяснили, что в 2017 году каждый восьмой ребенок в Англии в возрасте от 5 до 19 лет страдал по крайней мере одним психическим расстройством. Речь в основном шла о тревожности и депрессии.

Психолог Ольга Юрковская сказала Sobesednik.ru, что осознанность – это наиболее адекватное восприятие реальности и умение выбирать способы реагирования (эмоции и действия), которые наилучшим образом подходят к происходящим событиям. По ее словам, осознанность необходима любому человеку, который стремится к успешной и гармоничной жизни и который хочет достигать свои цели. Практикующий осознанность человек обычно счастлив в семейной жизни и уважаем в социуме, отметила эксперт. 

– Можно только позавидовать тем школьникам, в рамках программы обучения которых есть такой предмет, – заявила Юрковская. – В случае отсутствия осознанности человек вынужден действовать не ради собственного блага, а ради реализации целей манипулирующих им людей, либо он вообще бездействует, ничего не добиваясь, а в итоге разрушает себя и деградирует. В современном мире взрослые люди вынуждены тратить огромное количество времени и денег на посещение тренингов и курсов, развивающих их осознанность.

Психолог усомнилась в том, что российские власти последуют примеру своих английских коллег и введут подобный предмет в рамках школьной программы. По ее мнению, отечественное образование безнадежно устарело и не отвечает на вызовы современного мира. 

– Если на данный момент школа ставит перед собой задачу создать поколение управляемых винтиков, то введение осознанности будет этому противоречить, так как осознанный человек будет задавать много вопросов и выступит против тупого и бездумного изучения совершенно не нужных ему и не применимых в жизни предметов. Любой осознанный человек не согласится в ближайший год провести за тупым заучиванием не нужных ему статей из «Википедии» и пересказыванием их учителю. Человек, обладающий подобными качествами, поднимет вопрос о бесполезности таких занятий, – заявила Ольга Юрковская. 

Кроме того, эксперт обратила внимание на недостаток педагогов, которые могли бы учить детей осознанности: 

– Такой учитель должен иметь определенную психологическую зрелость и чувствительность к своим переживаниям, обладать умением эффективно действовать для достижения поставленных целей. Все эти качества, как правило, у наемных учителей, работающих на небольшой зарплате и занятых в общем рутинными действиями, отсутствуют. Они не развиты, а человек, сам не обладающий осознанностью, не сможет обучить этому людей. А если осознанного человека взять в школу, то он достаточно быстро уволится, так как не выдержит необходимости заниматься бесконечными отчетами, непонятными совещаниями и выполнением нелепых указаний Министерства образования. 

Так что предмет, конечно, хороший, такого рода занятия существенно помогают людям реализоваться в жизни. Однако пока что наша школа при нынешнем устаревшем формате обучения просто не сумеет правильным образом преподавать предмет детям. Хорошо, но не судьба, – заключила Юрковская.  

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания