Конфликт на работе: как правильно себя вести
Можно ли научиться разрешать конфликтные моменты с наименьшими потерями для отношений с коллегами или бизнеса?
Конфликты на рабочем месте – явление нередкое. В среднем самый обычный работник тратит на них от 25 до 40% своего времени. Можно ли научиться разрешать конфликтные моменты с наименьшими потерями для отношений с коллегами или бизнеса? И что для этого нужно?
Ничего невыполнимого тут, конечно, нет. Но если вы человек вспыльчивый, вам может быть непросто. Ведь придется запастись спокойствием и терпением. И постараться научиться делать так, чтобы это вы управляли конфликтом, а не он – вами.
Отключите эмоции
Если вы поняли, что назревает конфликт, постарайтесь отключить эмоции. Они вам не помогут, а вот помешать могут вполне. Смотрите на ситуацию отстраненно, словно она происходит с кем-то другим.
Оцените, можете ли вы на какое-то время выйти из помещения. Если да – именно так и поступите. Если ситуация и деловой этикет позволяют, можно использовать фразы: «Извините, я в таком тоне не разговариваю», «Поговорим, когда вы успокоитесь, извините». Помните, однако, что ваши слова должны звучать вежливо и спокойно, никакой насмешки или ехидства, никакой обиды в голосе, иначе вы только усугубите ситуацию. Дайте вашему собеседнику остыть, прийти в себя. И придите в себя сами – попейте воды, умойтесь.
Учитесь слушать и слышать
Если выйти и тем самым прервать конфликт у вас не получается, позвольте вашему оппоненту высказаться. Человек должен сказать все до конца – вместе со словами уйдет и значительная часть агрессии. А если вы будете перебивать, спорить, оправдываться, агрессия собеседника, наоборот, только вырастет.
Если коллегу или начальника «несет» и человек повторят свои претензии по кругу и никак не может остановиться, воспользуйтесь нехитрым приемом. Он называется «сенсорное переключение». Уроните ручку или даже лучше – чашку. Громкий звук, осколки – все это отвлечет говорящего, собьет с мысли. Погасит агрессию. Ваше действие должно быть нейтральным по отношению к ситуации и одновременно отвлекающим.
Не спорьте
Если человек сказал все и замолчал, переходите в наступление. Только не спорьте, это вызовет лишь новый виток конфликта. Соглашайтесь! Хоть что-то в словах вашего собеседника должно быть правильным? Вот и начните свой ответ с согласия с этим. Оппонент, настроенный на ваш отпор, как минимум растеряется. Можно согласиться даже с насмешкой, выстроив фразу так, чтобы слова оппонента играли на вас, а не на него. Старайтесь только не переиграть, ответ не должен перейти в откровенную насмешку.
Задавайте вопросы и переспрашивайте
Вопрос выстраивайте так, чтобы человек сам был вынужден озвучить нужные вам выводы. Это действенный прием, заменяющий спор. Ведь, придя к каким-то выводам самостоятельно, оппонент уже не станет оспаривать их. Даже если они ему не нравятся.
Если какие-то слова собеседника особенно обидны или несправедливы – сделайте акцент именно на них. Притворитесь, что не расслышали или не поняли, и попросите повторить. Если фраза была брошена в запальчивости и человек сам понимает, что она некрасива, – его это смутит. В любом случае вы сделаете эту ситуацию сложной для него, а не для себя.
А еще можно попросить помощи – особенно при конфликте с начальством. «Опираясь на ваш опыт, что бы вы посоветовали?», «Как вы думаете, если я поступлю следующим образом, это исправит ситуацию?». Эти вопросы переводят беседу из разряда конфликта в разряд конструктивного диалога.
Стремитесь к перемирию
Попробуйте просто предложить выпить чаю. Эта ситуация сама по себе предполагает, как минимум, временное перемирие. И если коллега согласился, доброжелательно поинтересуйтесь за чашечкой чая, а что именно в вас его так не устраивает? Предложите разобраться.
Однако все эти приемы хороши, если вы можете владеть своими эмоциями. Если же слова коллеги слишком задевают вас за живое, остается одно: постараться как можно реже с ним пересекаться, общаясь с остальными как ни в чем не бывало.