30.11.2018

Как родителям помочь ребенку пережить подростковый возраст без проблем

Подростковый возраст называют еще «возрастом неопределенности». В 13–15 лет ребенок оказывается во взвешенном состоянии

Фото: Global Look Press

Подростковый возраст называют еще «возрастом неопределенности». И это очень точное название. Ведь в 13–15 лет ребенок оказывается как бы во взвешенном состоянии: он уже не готов полагаться на выбор взрослых, но еще не способен справляться с выбором самостоятельно. Он уже не хочет пользоваться поддержкой родителей, но еще не может опираться только на свои возможности. Он начинает стесняться всего детского в себе, но отчаянно не хочет быть похожим на взрослых. 

Главной задачей в этом возрасте становится самоопределение. Детей волнуют такие жизненные проблемы, как: «Кто я? Какой я? Смелый или трус? Красивый или урод?», «Смогу ли стать крутым для ровесников?», «В чем мое предназначение?», «Кем я стану?», «Найду ли я друзей, ту компанию, в которой буду своим?», «Почему у меня нет парня (девушки)?» В этом списке вопросов претензии родителей по поводу учебы и уборки стоят на последнем месте. 

Нет войне!

Понятно, что родителей это не радует. Как и то, что сын или дочь начинают больше времени проводить вне дома, с друзьями. Поздно возвращаются, и вообще контролировать их все трудней. Да еще и грубить начинают! И все это – при хорошем раскладе. Бывают случаи куда тяжелее: родителям приходится сталкиваться и с воровством, и с легкомысленным отношением подростка к риску, и с попытками суицида.

Порой дома начинается натуральная война с ребенком. Но умные родители понимают, что в таких «военных действиях» победивших не будет. И что подростку надо помочь пройти сложный этап его жизни, а не изводить его постоянной критикой и придирками. 

Как помочь?

Прежде всего родители должны изменить свое отношение к сыну или дочери – ведь они выросли. Что следует помнить? 

• Ваш ребенок – это не вы, он самостоятельная личность. И он не должен быть таким, каким вы были в его возрасте, или таким, каким вы хотите его видеть.

•  В подростковый период вы перестаете быть единственным авторитетом для ребенка. Более того, очень хорошо, если вы вообще будете входить в его список авторитетов, наряду с успешными сверстниками, блогерами и прочими яркими представителями молодежной субкультуры. Со временем обесценивание вашей роли пройдет, хотя, может быть, и не до конца. Но тут многое зависит от вас самих и ваших поступков. Станьте для ребенка не просто родителем, но и другом, и ваше мнение останется важным для него.

• Вспомните себя в переходном возрасте, и вы поймете, что формула «сила давления равна силе сопротивления» верна. Не диктуйте свою волю, не приказывайте, не давите. Вместо этого спрашивайте, старайтесь вызвать на разговор. Если подросток готов делиться с вами своими мыслями и проблемами – это больше, чем половина успеха.

• Относитесь к нему, как взрослому: не опекайте его, дайте больше самостоятельности. Но при этом и определите зоны его ответственности. Помимо уроков, подросток должен иметь и другие обязанности – как и любой взрослый в вашей семье. Уборка, мытье посуды, походы в магазин – необходимо четко обговорить список дел, за которые он отвечает.

• Приучать к самостоятельности – это не только разрешать поздно возвращаться домой или самому определять, когда садиться за уроки. Подросток может и должен сам заботиться о своих школьных принадлежностях и вовремя покупать их, ходить в поликлинику (с 15 лет), оплачивать свой телефон, готовить себе завтрак перед школой. Он может и сам заработать себе на какую-то интересную поездку или желанную вещь.

• При этом дайте подростку право на ошибку. Если что-то не было сделано, объясните подростку, какие проблемы теперь ему придется решать. И тоже – самому. Спокойный разбор полетов действенней, чем крики и ругань. Но, конечно, по факту вам придется все равно «страховать» вашего ребенка и следить за тем, как развиваются любые сложные ситуации, чтобы вовремя вмешаться, если он не справится с ними.

• Не скупитесь на похвалу, если ваш ребенок достоин ее. И особенно если по своей инициативе сделал что-то, что не входило в круг его обязанностей.

• Нельзя запрещать что-либо без объяснения причины. «Я так решил» – это не аргумент, запрет должен быть понятен, его причины – очевидны и серьезны.

•  Дайте сыну или дочери возможность не только высказывать свое мнение, но и спорить с вами. Подростку необходимо учиться отстаивать свои границы не путем скандалов, а при помощи дискуссии. И если приведенные ребенком аргументы будут убедительны – уступайте. 

Время не стоит на месте, и ваши дети живут в совершенно других условиях. Спокойно относитесь к желанию подростка самовыразиться, к его странным нарядам и непонятной для вас музыке. Помните, что это все только внешнее, а трудности и внутренние переживания у него все те же: бывший ребенок учится быть взрослым и привыкает к изменениям в своем теле и внешности. Просто постарайтесь ему помочь.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика