Военный летчик: Командир "Боинга" не знал запасных аэродромов

Авиаэксперт объяснил Sobesednik.ru, почему причиной крушения Boeing 738 могло стать незнание пилотом местности

Фото: Крушение Boeing 738 // Globall Look Press

Авиаэксперт объяснил Sobesednik.ru, почему причиной крушения Boeing 738 могло стать незнание пилотом местности.

Ранее Sobesednik.ru писал, что основными версиями крушения самолета в Ростове-на-Дону, которое произошло 19 марта, назвали сложные погодные условия, ошибку пилота и отказ технического оснащения воздушного судна.

Сейчас ведется расследование авиакатастрофы, в том числе специалистами из ОАЭ, США и Франции. На месте происшествия уже найдены два бортовых самописца.

Sobesednik.ru обсудил с заслуженным военным летчиком России Владимиром Поповым, в чем мог допустить ошибку пилот рухнувшего в Ростове-на-Дону Boeing 738.

— Владимир Александрович, как бы вы оценили погодные условия при посадке Boeing 738 в Ростове-на-Дону?

— Метеоусловия были очень сложные. Надо учитывать, что это было ночью, а это вообще ограничения для возможности пилотирования. Это уже критическая ситуация.

Метеоусловия были обусловлены сильными осадками в виде дождя. Это ограничивает видимость. Был сильный боковой ветер. Градиенты его изменения были до 15–17 метров в секунду. А порывы доходили до 20–25 метров в секунду.

Ограничения этому самолету допускают до 15 метров в секунду. А дальше уже невозможно. Видимость ухудшалась. Плюс условия низкой облачности.

Поэтому летчику заметить главные направления осевой полосы и посадочные огни было очень трудно. Именно погода послужила первопричиной, а потом уже можно говорить о человеческом факторе.

— А под человеческим фактором вы что имеете в виду?

— Человек был, говоря в кавычках, чужой: англоязычный, из Дубая. Не каждый день он там летал. Я подразумеваю, что он не знал многих нюансов аэродрома в Ростове-на-Дону. Когда часто используешь аэродром, привыкаешь и знаешь его. Другое дело — когда делаешь эпизодические полеты. Это тоже могло подтолкнуть к такому трагическому результату.

— Можно ли было в сложных погодных условиях отказаться от посадки и лететь на запасной аэродром?

— Можно было. Он же сделал первый заход на посадку и два часа летал, вырабатывал топливо, ждал возможного улучшения прогнозов метеорологов. Прогнозы-то говорили о том, что будет улучшение, но, к сожалению, его не случилось. Вот почему он попытался повторно зайти. Излишне увлекся, может быть. Ряд внештатных ситуаций привел к аварии.

На высоте 50 метров он должен был решить: садиться или уходить на второй круг. Если он не был уверен в положительном исходе посадки, то он должен был уйти на второй круг, а он этого не сделал.

[:image:]

— Почему, на ваш взгляд?

— Наверное, подумал, что сможет справиться. Это называется — принял недостаточно грамотное решение. Переоценил свои силы, недооценил обстановку. Кстати, два экипажа, которые шли за ним, ушли на запасной аэродром в Краснодаре.

— Как вы объясняете столь разные решения пилотов при одних погодных условиях?

— Разный уровень подготовки летчиков. Один мог подумать: не буду испытывать судьбу. Конечно, будут потом разбирательства компании, траты, но зато все живы и здоровы. А делать из себя героя, подвергая опасности экипаж и пассажиров, — это не дело.

— О каких тратах идет речь в данном случае?

— Оплатить нужно будет взлет-посадку на другом аэродроме. Топлива же больше расходуется, поэтому надо будет по-другому рассчитать его стоимость. Незапланированная посадка — это значит все из резервов будет браться. Еще вопрос в том, был ли заключен договор с аэродромом по обслуживанию. Хотя в критических ситуациях можно и без договора. Все равно все делается за отдельную плату.

— Как вы думаете, это могло повлиять на решение пилота?

— Я думаю, что не это в большей мере смотивировало пилота упавшего Boeing 738. Важнее то, что он не знал полностью обстановку на запасных аэродромах. Может, он Краснодар и знал, а еще что-то нет. Там и Геленджик, и Таганрог рядом. Он этого не представлял. Ростов-на-Дону казался ему роднее и надежнее. Прогнозы настраивали командира на улучшение.

— То есть здесь есть и вина диспетчеров?

— Диспетчер ни при чем. Принимает решение командир экипажа. Метеорологи могут дать рекомендации по пределам. А есть нормативы ИКАО [Международной организации гражданской авиации]. Он посмотрел, что он входит в эти пределы, и принял решение.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика