Военный летчик: Командир "Боинга" не знал запасных аэродромов
Авиаэксперт объяснил Sobesednik.ru, почему причиной крушения Boeing 738 могло стать незнание пилотом местности
Авиаэксперт объяснил Sobesednik.ru, почему причиной крушения Boeing 738 могло стать незнание пилотом местности.
Ранее Sobesednik.ru писал, что основными версиями крушения самолета в Ростове-на-Дону, которое произошло 19 марта, назвали сложные погодные условия, ошибку пилота и отказ технического оснащения воздушного судна.
Сейчас ведется расследование авиакатастрофы, в том числе специалистами из ОАЭ, США и Франции. На месте происшествия уже найдены два бортовых самописца.
Sobesednik.ru обсудил с заслуженным военным летчиком России Владимиром Поповым, в чем мог допустить ошибку пилот рухнувшего в Ростове-на-Дону Boeing 738.
— Владимир Александрович, как бы вы оценили погодные условия при посадке Boeing 738 в Ростове-на-Дону?
— Метеоусловия были очень сложные. Надо учитывать, что это было ночью, а это вообще ограничения для возможности пилотирования. Это уже критическая ситуация.
Метеоусловия были обусловлены сильными осадками в виде дождя. Это ограничивает видимость. Был сильный боковой ветер. Градиенты его изменения были до 15–17 метров в секунду. А порывы доходили до 20–25 метров в секунду.
Ограничения этому самолету допускают до 15 метров в секунду. А дальше уже невозможно. Видимость ухудшалась. Плюс условия низкой облачности.
Поэтому летчику заметить главные направления осевой полосы и посадочные огни было очень трудно. Именно погода послужила первопричиной, а потом уже можно говорить о человеческом факторе.
— А под человеческим фактором вы что имеете в виду?
— Человек был, говоря в кавычках, чужой: англоязычный, из Дубая. Не каждый день он там летал. Я подразумеваю, что он не знал многих нюансов аэродрома в Ростове-на-Дону. Когда часто используешь аэродром, привыкаешь и знаешь его. Другое дело — когда делаешь эпизодические полеты. Это тоже могло подтолкнуть к такому трагическому результату.
— Можно ли было в сложных погодных условиях отказаться от посадки и лететь на запасной аэродром?
— Можно было. Он же сделал первый заход на посадку и два часа летал, вырабатывал топливо, ждал возможного улучшения прогнозов метеорологов. Прогнозы-то говорили о том, что будет улучшение, но, к сожалению, его не случилось. Вот почему он попытался повторно зайти. Излишне увлекся, может быть. Ряд внештатных ситуаций привел к аварии.
На высоте 50 метров он должен был решить: садиться или уходить на второй круг. Если он не был уверен в положительном исходе посадки, то он должен был уйти на второй круг, а он этого не сделал.
[:image:]
— Почему, на ваш взгляд?
— Наверное, подумал, что сможет справиться. Это называется — принял недостаточно грамотное решение. Переоценил свои силы, недооценил обстановку. Кстати, два экипажа, которые шли за ним, ушли на запасной аэродром в Краснодаре.
— Как вы объясняете столь разные решения пилотов при одних погодных условиях?
— Разный уровень подготовки летчиков. Один мог подумать: не буду испытывать судьбу. Конечно, будут потом разбирательства компании, траты, но зато все живы и здоровы. А делать из себя героя, подвергая опасности экипаж и пассажиров, — это не дело.
— О каких тратах идет речь в данном случае?
— Оплатить нужно будет взлет-посадку на другом аэродроме. Топлива же больше расходуется, поэтому надо будет по-другому рассчитать его стоимость. Незапланированная посадка — это значит все из резервов будет браться. Еще вопрос в том, был ли заключен договор с аэродромом по обслуживанию. Хотя в критических ситуациях можно и без договора. Все равно все делается за отдельную плату.
— Как вы думаете, это могло повлиять на решение пилота?
— Я думаю, что не это в большей мере смотивировало пилота упавшего Boeing 738. Важнее то, что он не знал полностью обстановку на запасных аэродромах. Может, он Краснодар и знал, а еще что-то нет. Там и Геленджик, и Таганрог рядом. Он этого не представлял. Ростов-на-Дону казался ему роднее и надежнее. Прогнозы настраивали командира на улучшение.
— То есть здесь есть и вина диспетчеров?
— Диспетчер ни при чем. Принимает решение командир экипажа. Метеорологи могут дать рекомендации по пределам. А есть нормативы ИКАО [Международной организации гражданской авиации]. Он посмотрел, что он входит в эти пределы, и принял решение.
[:wsame:]
[:wsame:]