Кто виноват в смерти псковского священника Павла Адельгейма?

Гибель псковского священника Павла Адельгейма ещё долго будет расследоваться, но одно несомненно: 75-летний святой отец принял смерть за свою веру

Гибель псковского священника Павла Адельгейма ещё долго будет расследоваться, но одно несомненно: 75-летний святой отец принял смерть за свою веру.

Доподлинно известно о произошедшем пока что немногое. К Адельгейму часто привозили людей психически неуравновешенных — раньше таких называли «душевнобольными». Говорили, что священник обладает даром успокаивать их с помощью разговора. Родственники Сергея Пчелинцева, подозреваемого в убийстве священника, говорят, что молодой человек тоже был не вполне здоров, но обращаться к врачам опасался — боялся, что положат в психбольницу.

На недавний юбилей Адельгейма съехалось множество паломников, среди которых якобы был и Пчелинцев. Молодой человек остался пожить у священника — и в один из вечеров набросился на него с ножом, после чего пытался покончить с собой. Его человека с трудом спасли врачи — и сообщается, что придя в сознание, Пчелинцев глубоко раскаивался в случившемся.

Никому не пожелаешь оказаться в психиатрической больнице, и нежелание Пчелинцева быть перманентно связанным или обколотым успокоительными до состояния овоща понятно. Но теперь ему всё равно светит то же самое, если его признают невменяемым — или тюрьма, если будут доказаны его вина и его способность отвечать за свои поступки.

Разница только в том, что находись Пчелинцев в дурдоме, санитары и врачи наверняка были бы в безопасности от него. А священник Павел Адельгейм, вероятно, искренне стремившийся помогать больным людям, отдал свою жизнь, чтобы попытаться исправить то, что исправить невозможно. Говорят, что погибший священник был диссидентом и критиковал экспансивную политику РПЦ последних лет. Вероятнее всего, так и было. Но это не отменяет того, что в ситуации с Пчелинцевым (повторим, пока что гипотетической — в том, как всё было на самом деле, досконально разберётся следствие) Адельгейм попытался подменить собой медицину — точно так же, как в наши дни Русская православная церковь стремится подменить собой власть.

Ассоциация приходит на ум сразу же. Примерно так же, как родственники душевнобольных привозили их к Адельгейму, родственники наркоманов везут их в фонд «Город без наркотиков». На официальную медицину надежды никакой что в том, что в другом случае (а насколько способна современная психиатрия действительно облегчать страдания больных, а не просто исключать их из общества — до сих пор, к сожалению, большой вопрос). Таких добровольных помощников отличает от безусловных шарлатанов то, что они, во-первых, бескорыстны, а во-вторых, ничего не обещают — однако их методы так же не приносят результатов.

Причин у того, что случилось на Псковщине, несколько. Во-первых, какая бы ни была современная психиатрия, никто не сомневается, наверное, что в России с ней, как и с любой другой медициной, ситуация аховая, так что отдать в руки санитаров родного человека, пусть и умалишённого, согласится только тот, кто сам безумен — какие бы мучения и неприятности ни сулило дальнейшее существование в мире «нормальных» душевнобольному и его родственникам (одного вот, кажется, привело в тюрьму). Это непростой моральный выбор — наподобие недавней социальной рекламы из Дагестана «В тюрьме он был бы жив».

Россияне подобные дилеммы всегда пытаются переложить на кого-то другого. В этом причина любви наших сограждан к сильной руке, в этом истоки их бытовой религиозности — и в этом вторая причина того, что приезд паломника Пчелинцева к отцу Адельгейму закончился трагически. С точки зрения религиозной на всё, как известно, воля Божья — вот и убийство отца Адельгейма уже объясняют в том духе, что его гость был бесноватым и зарезать священника его науськал дьявол.

Вероятно, стоит пожалеть о том, что Павел Адельгейм был религиозным человеком. Ведь если бы он не полагался на волю Божью и не рассчитывал, что в его силах через связь со сверхъестественным (то есть с Богом) помочь нездоровому психически юноше так, как ему не смогла помочь медицина — он был бы жив. А судя по воспоминаниям людей, знавших его близко, таких людей, как Павел Адельгейм, на земле всегда не хватает. Видимо, прав был кто-то, сказав, что хороший священник должен быть атеистом.

Смотрите фотогалерею Убийства православных священников, потрясшие российское общество [ФОТО]

Читайте также:

Мать предполагаемого убийцы Павла Адельгейма рассказала, что могло заставить ее сына убить священника

Жена священника Павла Адельгейма, убитого 5 августа, рассказала о том, чему была свидетельницей

и другие новости по теме УБИЙСТВО СВЯЩЕННИКА ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика