10.04.2015

E-commerce по-русски: гиперконкуренция в условиях кризиса

Крупнейшие сегменты онлайн-торговли России в этом году будут переживать нелёгкие времена. Впрочем, как и весь российский e-commerce. Чего ждать от 2015 года и стоит ли строить положительные прогнозы?

Фото: Российскому рынку электронной коммерции будет очень непросто в 2015 году // Global Look Press

Крупнейшие сегменты онлайн-торговли России в этом году будут переживать нелёгкие времена. Впрочем, как и весь российский e-commerce. Чего ждать от 2015 года и стоит ли строить положительные прогнозы?

[:rsame:]

Львиную долю российского рынка электронной коммерции составляют маркеты, торгующие бытовой техникой/электроникой и гипермаркеты, продающие с миру по нитке. Немалый интерес покупательской аудитории и к сегменту одежды/обуви. Каждому из них в этом году будет непросто: в борьбе за покупателя победит тот, кто предложит либо исключительный сервис, либо исключительные цены.

Техника. Продам недорого

Сегодняшний спад покупательской активности был спрогнозирован ещё осенью прошлого года. По крайней мере, для сегмента электроники и бытовой техники он был точно ожидаем. После декабрьских массовых закупок в техномаркетах покупатель не спешит в них возвращаться: многие товары существенно прибавили в цене, многократно выходящей за рамки бюджета среднестатистического покупателя.

Эксперты отмечают, что пострадал весь рынок, так как покупатели люкс-товаров перешли на премиум-класс, премиум сдвинулся до среднего звена, а последнему пришлось перейти на эконом-рынок не только в сегменте техники. Дабы не уступать позиции вторичному рынку, многие игроки рынка вынуждены обратиться к товарам B-брендов, то есть найти европейским товарам адекватную замену от не столь известных производителей — без потери качества и гарантий долгой службы предложить покупателю товар по более низкой цене.

[:same:]

Одеться с иголочки

Что до онлайн-рынка одежды и обуви, тут ситуация несколько иная. Во-первых, практически на 70% рынок состоит из импортных товаров, то есть тех, что подорожали больше всего. Либо же из товаров, изготавливаемых в России, однако с использованием «забугорного» сырья. Потому, затянув пояса, покупателю приходится идти в магазин и выбирать из того, что есть в наличии. Даже если цена высока.

И тут выплывает «во-вторых»: торговля одеждой и обувью в российском e-commerce представлена слабо. Не потому, что магазинов мало. Даже наоборот. А потому что качество предоставляемых сервисов оставляет желать лучшего:

- у одних маркетов проблемы с фильтрами — их либо в достаточном количестве, либо сортировка достаточно условная и не всегда работает корректно;

- у других — с видом самого ресурса (дешёвый стандартный дизайн и отсутствие понятия о юзабилити не делает чести таким магазинам);

- у третьих — с ассортиментом товаров.

Так что можно говорить открыто: тот, кто займёт нишу, удовлетворив запросы аудитории по практичности и разнообразию, может сорвать куш.

У гипермаркетов своих проблем хватает. С нахлынувшим количеством пользователей (а таких с конца прошлого года в некоторых регионах страны прибавилось на 90 и даже 130 процентов!), основной интерес которых — товары повседневного употребления, ребром стал вопрос с возможностью оперативной доставки покупок. Нет дешёвой и быстрой доставки — нет и кассы. А логистика — Ахиллова пята многих подобных онлайн-площадок.

[:rsame:]

Гиперконкуренция и гиперлинк

Объединяющий фактор для всех троих — конкуренция. Высокая и беспощадная.

По статистике, 43% российских покупателей и вовсе не делают покупок, не удостоверившись, что покупают по «правильной» цене. В связи с чем не просто найти покупателя, а отобрать его у конкурента (пусть даже с более известным именем) можно, к примеру, на прайс-площадках.

На том же Апорт.ру пользователи находят товары не столько по техническим характеристикам, сколько по фактору цены. Ресурсы по типу Апорта собирают данные о том, какие товары можно купить в российских магазинах и, собственно, почём они в них продаются. Потому посетитель, заходя в любую из товарных категорий, может узнать, сколько тот или иной чайник, махровый халат или пара новых сапог стоит в разных магазинах России и у кого покупать выгоднее.

Прайс-площадки не решают проблем с логистикой, лишь отчасти способны возместить недоработки функционала некоторых сайтов. Зато решают более важный вопрос: с одной стороны, помогают покупателю найти нужный товар (избавляя от необходимости шерстить 10 страниц, выданных поисковиком), а с другой — покупать по выгодным ценам.

Бизнес, имеющий товары по соблазнительным ценам не в ущерб их качеству, на агрегаторе цен имеет все шансы повысить не только посещаемость своего сайта, но и уровень продаж. Причём в достаточно сжатые сроки.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика