26.07.2010

Первый раз в первый класс, или готовимся к школе

Как правильно подготовить ребенка к школе, как вести себя с первоклассником и как заинтересовать его учебным процессом? Слово эксперту.

Как правильно подготовить ребенка к школе, как вести себя с первоклассником и как заинтересовать его учебным процессом? Слово эксперту.

Надежда Кравцова

старший преподаватель кафедры психологии развития и управления Пятигорского государственного лингвистического университета

– Надежда Федоровна, как родителям понять, что их сын или дочь готовы к школе?


– Тут надо учесть ряд моментов. У ребенка должны быть определенные (то есть в пределах нормы) рост, вес, здоровье – ведь классная мебель для первоклассников рассчитана на стандарты, и важно, чтобы школьник чувствовал себя за партой комфортно. Развитая моторика, коммуникативность (способность «влиться» в коллектив) также очень важны.

Очень важна и психологическая готовность к школе. Из чего она состоит?

 Интеллектуальный компонент (уровень элементарных знаний ребенка, таких как его имя, адрес, времена года, дни недели и т.д.).
Личностная готовность (необходима мотивация к обучению, то есть какой-то стимул, это может быть потребность в знаниях, желание получать хорошие отметки и т.д.).

Эмоциональная и волевая готовность (умение управлять своими эмоциями и поведением).

Психологическую готовность должен проверить квалифицированный психолог. В каждой школе есть свой специалист, и я советую обратиться именно к психологу той школы, в которую вы собираетесь пойти. Первое посещение психолога лучше запланировать на март – апрель, чтобы при выявлении тех или иных проблем можно было спокойно устранить их в летние месяцы.

Психологическая неготовность к школе, как правило, серьезно отражается на процессе обучения: могут появиться затруднения в общении с одноклассниками, плохая успеваемость и даже неврологические проявления (заикание, нервный тик).

– Как вести себя родителям с ребятами, которые вот-вот пойдут в школу, как помочь им в подготовке?


– Почаще общаться со своими детьми. Дошкольник любознателен, ему интересно абсолютно все! Родители должны удовлетворять это желание, постараться не отмахиваться, а отвечать на любой вопрос, чтобы интерес к знаниям только возрастал. Совместное чтение книг – не только интересное занятие для детей, но и позволяет им быть вовлеченными в процесс вместе с родителями, чувствовать себя нужными в семье. Кроме того, книги прекрасно развивают память, усидчивость, внимание, образное мышление и, конечно, воображение. Конструирование, рисование карандашами (именно карандашами, а не фломастерами, потому что при рисовании карандашами требуются определенные усилия, а также более частые штрихи), лепка, мозаика, пазлы – все это помогает развитию мелкой моторики, что очень важно для ученика в первые школьные годы.

– Стоит ли учить дошкольника чтению и письму?

– Как раз этого родителям делать не стоит. Как врачи настоятельно рекомендуют не заниматься самолечением, так и педагоги не приветствуют самообразование. Детей, как правило, приходится переучивать – это тормозит процесс обучения.

– Чего еще не следует делать родителям первоклассника?


– Нельзя запугивать, говорить: «Вот пойдешь в школу, там у тебя будет не такая «сладкая» жизнь». Это развивает страх перед обучением. Нельзя настраивать только на отличные оценки – ведь если малыш хотел идти в школу с желанием познавать мир, то после таких родительских напутствий он будет думать только про отметки. Сейчас вообще в первом классе отменены оценки, чтобы у первоклассников была лишь мотивация в обучении, то есть потребность в знаниях. Нельзя ругать за неуспехи в учебе. Важно оценивать поступок, а не самого ребенка. Надо говорить: «Вот так, как ты сделал, делать нехорошо», а не так: «Ты плохой, потому что ты так сделал». Очень важно, чтобы при любых обстоятельствах он чувствовал себя любимым и нужным.

Нельзя принижать авторитет учителя в глазах первоклассника – ведь учитель для него становится личностью неприкосновенной, дети буквально «заглядывают в рот» ему, ценят его мнение больше мнения родителей. Ситуация нормальна, она продлится не более двух лет. Родители также будут играть очень важную роль, просто появятся и другие авторитетные для него люди.
Стоит помогать первокласснику с выполнением домашнего задания, потому что ему еще трудно контролировать себя. В классе это делает учитель, дома – родители. Ни в коем случае нельзя кричать, особенно при помощи с домашним заданием. Надо направлять ребенка, учить его, как правильно делать, проговаривать вместе с ним слова, которые он пишет, звуки, считать вслух. Распространенная ошибка родителей в том, что они заставляют ребенка писать сначала в черновик, а потом переписывать в тетрадь. Родители не понимают, что рука первоклассника быстро утомляется, и, заставляя ребенка выполнять двойной труд, мамы и папы лишь ухудшают конечные результаты. Как говорится, хотели как лучше, получилось как всегда. Вообще, не надо его переутомлять. Первокласснику трудно привыкнуть к обучению, адаптироваться. И поэтому сразу после школьных занятий дайте ему отдохнуть, а не усаживайте за уроки сразу.

– Если ребенок левша, стоит ли его переучивать?


– Категори-чески не советую этого делать. У него и так стресс, связанный со сменой коллектива и деятельности, распорядка дня, так вы еще добавляете! Кроме того, переучивая леворуких детей, мы напрямую воздействуем на их мозг, что в дальнейшем выливается в тяжелые психоэмоциональные проблемы. Но если вы уже твердо решили научить ребенка писать «как все», то стоит сначала проконсультироваться с психологом, чтобы он точно определил ведущую руку и дал индивидуальные рекомендации. Тогда процесс будет менее травмирующим.

– Что нужно пожелать родителям, чьи дети идут в школу в этом году?

– Учитесь учить правильно и будьте здоровы!


Юлия Андрусенкова

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика