13.11.2007

«1612» – смутная картина о Смутном времени?

Кремлевский заказ снять фильм на тему нового российского праздника (4 ноября) достался Владимиру Хотиненко.

Кремлевский заказ снять фильм на тему нового российского праздника (4 ноября) достался Владимиру Хотиненко. Наши корреспонденты получили редакционный заказ посмотреть его и пришли к полярным мнениям.

СМОТРЕТЬ
«1612» – настолько легкая добыча для кинокритиков, что пинать его не тянет. Эта картина уязвимая и неровная, но сама ее эклектика вполне оправданна: речь-то идет о Смуте, и нынешнее время ничем не ясней и не целостней Смутного. Та же каша в головах, та же мешанина из мифов, версий, домыслов.
Хотиненко снимает фильм о том, как сквозь реальность стала просвечивать страшная сказка, как разъехались и распались привычные законы мироздания, – и здесь он убедителен; если «распалась связь времен»,  почему бы современному жаргону и не проникнуть в речь персонажей семнадцатого века? Сценарий, как всегда у Арифа Алиева, плосковат и схематичен, но Хотиненко умудряется оживить картонных героев: через день после просмотра обнаруживается, что вы успели к ним привыкнуть и горячо их пожалеть.
Мы привыкли представлять русскую историю по Тарковскому – более убедительного образа, чем «Андрей Рублев», у нас так и не появилось. Хотиненко предлагает свой вариант – цветной, дымный, кровавый балаган; это, может, и не очень цельно, но органично и знакомо. А по главной мысли – насчет того, что русский народ способен ценить вертикаль власти только от противного – так даже и смело.

НЕ СМОТРЕТЬ
Переживаемое Россией Смутное время мы видим через личную историю холопа Андрейки, по уши втюрившегося в дочь Бориса Годунова, царевну Ксению. А чего не сделаешь ради любви? Вот и наш Андрейка, выручая Ксению из лап злыдня-поляка, сначала освобождает маленький городок, потом Москву, а заодно и всю Россию.
В фильме много голых девушек (видимо, чтоб завлекательней было) и крови (по той же причине). А что до исторической правды, то, уверен Хотиненко, ее как таковой не существует: «Достоверных источников почти не сохранилось, а те, что дошли до нас, писаны людьми, а потому не могут быть совершенно объективными».
«Не парься, Андрюха!» – говорит один холоп другому в картине. Режиссер со сценаристом, похоже, тоже особо не парились – придумали свою правду и предлагают нам учить историю по нескладно скроенному мифу.
– Я ждал русской классики в основе сюжета, – несколько разочарованно сообщил «Собеседнику» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси после просмотра картины Хотиненко. Не нашел ее мэтр, не найдут и зрители…
Вышла после просмотра с ощущением зря потраченного времени.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика