Зачем Ходорковский отдал Россию оккупантам?
«Мы со времени татаро-монгольского нашествия смирились, что власть ничем людям не обязана», – рассуждает в своем последнем послании с зоны Ходорковский
«Мы со времени татаро-монгольского нашествия смирились, что власть ничем людям не обязана», – рассуждает в своем последнем послании с зоны Ходорковский, который совсем недавно входил в число теневых правителей постперестроечной России. И дальше экс-олигарх делает вывод, что «ментальность россиян» характерна для «оккупированной страны».
Такой вот мы с вами проклятый народ: беспрекословно слушаемся начальство, которое сами же, кстати, и выбрали. Но разве не для того, собственно, выбрали, чтобы слушаться? Ведь демократия заключается не только в том, чтобы с властью спорить, но и в том, чтобы ее формировать.
Впрочем, у Ходорковского, который накануне ареста мечтал продать сырьевые богатства страны американцам, свои представления о политике. Он не раз признавался, что к демократии относится «прагматично» и что «всеобщие выборы» для него не важны.
Неудивительно, что эталон свободы олигарх находит в Штатах, президента которых на заре американской истории предлагалось величать «Ваше Избранное Величество» и главе которых до сих пор даже политические оппоненты аплодируют по 108 раз на протяжении часовой речи (даже у Сталина здесь показатель втрое скромнее, чем у Буша).
Наверное, золотым веком российской свободы для Ходорковского является вседозволенность 90-х, когда все вопросы можно было прагматично решать без всяких выборов, с помощью коробок из-под ксерокса, доверху набитых долларами.
До тех пор пока власть расшаркивалась пред олигархами, а народ их покорно терпел, Ходорковского это устраивало. Теперь же, когда даже миллиардеры стали равны перед законом, чиновники в его глазах сразу превратились в оккупантов, а мы с вами – в стадо рабов.
Совсем недавно экс-олигарх деликатно утверждал, что «Россия – страна с демократическими традициями», но, видимо, на самом деле Ходорковский всегда думал то, что говорит сейчас. Еще четыре года назад в статье «Кризис либерализма в России» он писал о «сервильности» россиян, «закрепленной на генетическом уровне». В своем политическом мировоззрении «мыслитель» зашел в тупик – сделав круг, вернулся на исходные позиции.
«Русский либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать некоторые важные национально-исторические особенности развития России, – писал в 2004-м Ходорковский. – И смертельно боялся говорить правду». Сказано бывшим миллиардером словно о себе сегодняшнем.