17.02.2009

Белый дом с украинским акцентом

Ученики Черноминской средней школы собираются написать Бараку Обаме. Девять лет назад они писали Джорджу Бушу, а еще раньше – Биллу Клинтону. Просьба у украинских школьников к американским президентам одна – помочь с ремонтом школы, которая удивительно похожа на вашингтонский Белый дом.

Дворец с 20-долларовой банкноты

Историю знаменитой Черноминской школы, которую украинские историки называют дворцом с 20-долларовой банкноты, мне вдохновенно пересказали еще на подступах к ней, в местном продуктовом магазинчике. Историю эту в селе знают все жители старше детсадовского возраста. Эта школа под Винницей– бывший дворец пана Николая Черномского, отстроенный в 1820 году итальянским архитектором Франческо Боффо. Откуда у Боффо взялись чертежи Белого дома, построенного в Вашингтоне 20 годами раньше по проекту ирландского архитектора Джеймса Хобана, в Черномине не знают: то ли знакомы были между собой иностранцы, то ли дело в банальном воровстве. Современные архитекторы утверждают, что тема колонн, ризолитов и куполов тогда витала в воздухе – грех было не использовать.

Школа, правда, не белая, а желтая, но в селе вспоминают, что до 2004 года она вообще была голубого цвета. Молодежь любила гулять возле школы по вечерам, когда включалась подсветка. До войны в саду стояли скульптуры, оставшиеся еще от пана, а под зданием был тайный лаз, проходивший через все село к кладбищу; в войну скульптуры разбили, а лаз завалило.

Нынешний хозяин черноминского «Белого дома», он же директор школы Руслан Броль, оказался человеком гостеприимным и даже предложил перекусить в столовой. Директорствует он 14-й год, пересидел, выходит, уже двух американских президентов. Сам он в вашингтонской резиденции никогда не был, поэтому всему, что говорят о Белом доме, верит на слово. Недавно, например, ему рассказали, что спальня американского президента находится в том месте, где у них в школе тренажерный зал.

Черноминские президенты


В черноминском «Белом доме», как и в вашингтонском, имеется также и свой овальный зал.

– Когда я училась в пятом классе, там висели картины, – вспоминает завуч Людмила Швец. – Портреты, натюрморты, пейзажи в дорогих рамах – их писали наши бывшие ученики. Потом картины увезли в областной музей живописи. А потолок украшали фрески с изображением Всемирного потопа. Когда потолки стали падать, из Винницы прислали специалистов – зал закрыли, отреставрировали, а фрески просто замазали известкой.

Несмотря на утрату былой красоты, важность у овального зала остается. В нем, например, проходит инаугурация собственных президентов. В школе учатся 200 учеников, и у них есть своя республика ТЭМП – талантливое эрудированное молодое поколение. Каждые два года они выбирают своего главу. В прошлом году им стал восьмиклассник Женя Трач – кстати, внешне чем-то похожий на Барака Обаму.

– В день выборов комиссия выдавала школьникам бюллетени, – очень серьезно рассказывает Женя. – В овальном зале стояла коробка, туда кидали листочки. Комиссия следила, чтобы не было подтасовок. В президенты баллотировались 4 ученика: две девушки и два хлопца. Я выиграл с перевесом в один голос. Почему выбрали меня? Не знаю. Я сказал в предвыборной программе, что сделаю все для улучшения условий обучения. Может, поэтому.

До Жени президентом была девушка, Настя Остапчук. Она заканчивает в этом году школу, готовится к поступлению в архитектурный институт, а политикой, несмотря на приобретенный опыт, заниматься не желает. Так и говорит:
– Ой, не в нашей стране.
В остальное время в черноминском овальном зале играют в теннис и проводят уроки физкультуры, если на улице холодно.

Призрак пана

Когда в школе начали обваливаться потолки, а было это почти десять лет назад, первым пострадал кабинет украинского языка: прямо на уроке на учительское место упал увесистый кусок штукатурки. Учительница, к счастью, поднялась со стула минутой раньше. Местные к происшествию отнеслись как к мистическому и считают, что женщину спас призрак пана Черномского, который уже много лет бродит по зданию.

Потолки падали, призрака пана на все ЧП не хватало, денег на ремонт не было, вот черноминские ученики и написали сначала Леониду Кучме, а потом, не дождавшись от него вестей, Клинтону и Бушу. Клинтон тоже не ответил – видимо, был занят передачей власти, а вот Буш отозвался. Из посольства США на Украине пришел ответ, очень разочаровавший черноминцев: «Ремонт школы – дело внутригосударственное…»

Позже украинский кабинет министров все-таки выделил 400.000 гривен на ремонт, еще 200.000 местные власти добавили. До того как деньги закончились, в школе успели сделать совсем немного – ликвидировать аварийный участок, поменять паркет и поставить новую котельную.

В прошлом году директор школы объявил местным властям холодную войну, потому что те надумали перевести учеников в райцентр – якобы на время капитального ремонта здания. Всем почему-то стало ясно, что назад школу никто уже не вернет. А она для Черномина, как Белый дом для американцев, – символ стабильности и процветания. Закроется – и молодежь потянется в город. Поэтому в холодную войну втянулись местные жители. Они слали одну за другой ноты протеста куда только можно, и в результате школу оставили в покое.

Сами черноминские школьники, заждавшиеся ремонта, теперь ищут электронный адрес Барака Обамы. Директор тем временем тоже налаживает международные отношения: две недели назад объявился панский наследник.

– Да ни на что он не претендует, – отмахивается Руслан Николаевич. – Вот что пишет: «Я являюсь непосредственным наследником в шестом поколении основателя Черномина Николая Черномского». Предлагает создать совместный американо-польско-украинский фонд «Спасение Черноминской школы». Я ничего против не имею.
Покрутив в руках визитку поляка, обнаруживаю, что потомок представляет фонд «Реприватизация».

– Ой, – пугаюсь. – А вы это видели?

Руслан Николаевич грустнеет на глазах:
– Н-да. Не обратил внимания.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика