Взятка внимания

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) настаивает на запрете любых подарков для чиновников. Сегодня закон позволяет госслужащим получать презенты стоимостью до 11,5 тысяч рублей.

Антикоррупционная инициатива СКП была встречена с прохладцей. Как ни крути, а все запреты на законодательном уровне должны пройти думские жернова. На Охотном ряду на такие жертвы могут пойти, только если решение будет принято на самом верху. Недавно похожий законопроект коммунистов парламентарии решительно отклонили. С законодательным запретом подарков, услуг, денежного вознаграждения, оплаты отдыха, транспортных расходов и заграничных вояжей не согласились ни в Думе, ни в СовФеде.
В СКП намекают, что «подарочные» статьи Гражданского и Уголовного кодексов противоречат друг другу. УК расценивает любой презент как взятку независимо от стоимости.
– Не страшно, если к кому-то на юбилей приходят с подарками. В этом нет никакого криминала. Так же как и в сувенирах или цветах, – заявил глава комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников. – Но если эти цветы золотые, то в действие как раз и вступает УК.
О том, что дарят не только бюджетные сувениры, но и золото-бриллианты, как правило, становится известно только после ЧП. Так, вице-спикер ГД Любовь Слиска после ограбления ее квартиры должна была оправдываться, кто и по какому поводу подарил ей брошки, колечки да сережки. На 70-летие одного известного мэра подарки возили микроавтобусами. На публике гости юбиляра преподносили символические сувениры, но «за кадром» одаривали, как сочли нужным. Тогда ходило множество слухов, что стоимость даров исчислялась тысячами долларов. Однако ни строительные, ни риелторские конторы столицы, которых пресса заподозрила в невиданной щедрости, не признались, как порадовали градоначальника. А вот губернатор Ленинградской области Сердюков у себя в приемной и вовсе соорудил специальную полочку, на которую выставляются понравившиеся дары.
В Госдуме тоже некоторые подарки от посторонних глаз не прячут. Инициативу СКП не понимают и говорят, что не там коррупционеров прокуратура ищет.
– Как можно сказать: не дарите подарки?! У каждого человека, помимо служебных обязанностей, есть своя личная жизнь. Если друг – бизнесмен, он тоже может сделать подарок, – уверен депутат Максим Рохмистров.
– Кроме друзей-приятелей, у вас на проходной в Думе на праздники выстраиваются огромные очереди представителей курьерских служб и доставки.
– Мне тоже каждый год дарят подарки различные организации. Что? Нормальный бизнес-подарок на Новый год  – настенный календарь, ежедневник и визитница. В ответ я тоже делаю подарок. Только фирма эти подарки проводит через счет как презентационные расходы, а мои проходят через личный карман. Вон у меня еще валяется настенный календарь за 2008-й. А если бы вы пришли сюда чуть раньше – этих календарей была целая пачка. Куда мне их, обвешаться, что ли? А вон собака на диване – это тоже подарок. Такой знак внимания. Хорошо, что она одна…
Коллега Рохмистрова – депутат Юрий Напсо в Думе вообще новичок, к местным порядкам не привык. О «фирменных подарках» больше знают в его приемной, куда курьеры всё доставляют. У Напсо в кабинете только дары от друзей:
– У нас традиции такие в стране – дарить подарки. Есть республики, в которых сосед к соседу не может прийти в гости с пустыми руками – это дурной тон. Подарки – не взятки, а знаки внимания. У коррупционеров ходят другие суммы.
Действительно, и за очень дорогой подарок сегодня чиновники даже среднего уровня палец о палец не ударят. Предложения СКП скорее относятся к «благодарностям» в больницах, детсадах, школах, ЖЭКах и т.д. Однако депутаты тоже не зря получают подарки к праздникам.
– Конечно, представительские бюджеты – это не дань вежливости, – заверил нас сотрудник юридического отдела одной крупной строительной компании. – Поддерживать отношения с депутатами нужно даже сейчас, когда все решается в одной фракции. Какие-то серьезные вопросы можно сегодня решить на другом уровне. А вот небольшой спор хозяйствующих субъектов, если вовремя подключиться, оборачивается в нашу пользу одним депутатским запросом. Чтобы его в нужный момент подписали, мы стараемся дружить с некоторыми депутатами постоянно. Раньше подарки выбирали, ориентируясь на моду: в конце 90-х это были всякие инкрустированные кинжалы, пистолеты и даже золотые фонтаны. Теперь таким презентом и обидеть можно. Приходится учитывать вкусы именинников. Заядлым охотникам мы дарим эксклюзивные ружья, рыболовам можем какой-нибудь экзотический тур подобрать. Я знаю, что одна компания преподнесла правительственному чиновнику его же собственную книгу, но в совершенно уникальном старинном переплете. Фолиант получился дорогущий – несколько миллионов рублей, но самолюбие чиновника потешили!
Самое интересное, что по закону отказать в ответе на запрос депутату не может ни одно интересующее бизнесменов ведомство. Информация о ходе расследования тех или иных дел, проверках налоговиков, контрактах, кредитах и т.д. – все к услугам народных избранников. Правда, формально и они не могут отказать в помощи своим избирателям.
– По закону по любому обращению граждан мы обязаны так или иначе отреагировать. Запрос – это наша реакция, – заявил Максим Рохмистров. – А то, о чем говорите вы, в последних двух созывах никакой роли не играет. Тут важно, кто делает запрос… Далеко не все 450 депутатов могут повлиять на ситуацию.
Дума, конечно, сейчас дру­гая: много бизнесменов, которые и сами кого хочешь подарками удивят. «Борзыми щенками» вопросы нынче не решаются. А вот если пристроить на теплое местечко в свою компанию любимую депутатскую дочурку или презентовать супруге долю в бизнесе, а то и просто продать (!) народному избраннику элитную квартиру по смешной цене, то… Но это, как говорят в прокуратуре, очень трудно доказуемые коррупционноемкие факты. В Думе их называют просто грязными сплетнями.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика