24.02.2010

Галина Уланова осталась бездетной из-за клятвы

ланова была кумиром трех советских поколений. С 30-х по 60-е годы она пользовалась огромной популярностью. Солдаты писали ей письма с фронта, женщины  боготворили, во всем подражали ей. Достигнув 50-летнего возраста, балерина ушла со сцены и еще 38 лет работала &laquo;за красным бархатом кулис&raquo;, обучая танцовщиц Большого театра. А сама мечтала: вот бы снова можно было выйти на сцену&hellip; <br />

Уланова была кумиром трех советских поколений. С 30-х по 60-е годы она пользовалась огромной популярностью. Солдаты писали ей письма с фронта, женщины  боготворили, во всем подражали ей. Достигнув 50-летнего возраста, балерина ушла со сцены и еще 38 лет работала «за красным бархатом кулис», обучая танцовщиц Большого театра. А сама мечтала: вот бы снова можно было выйти на сцену…

В детстве Галина была ребенком-непоседой. Играла с мальчишками, носила матроску и мечтала стать рыбаком, хотя ее отец был режиссером балета в Мариинском театре. Ее мама, хореограф Мария Романова, решила отдать девочку в балет. Так в 9 лет детство Галины будто оборвалось. Каждый день она с подружками занималась в холодных залах по много часов без перерыва, падала в голодные обмороки, но снова и снова вставала к станку.

Уланова часто плакала и умоляла маму: «Забери меня отсюда!», но мать была непреклонна: «Ты будешь великой балериной!» А когда девочка подросла и уже не мыслила себя без танца, мама заставила Галю поклясться в том, что у нее никогда не будет детей: «Материнство несовместимо с карьерой балерины!» Галина это запомнила, и детей у нее действительно не было ни от одного из трех мужей. Уланова была человеком воли и о своих успехах обычно говорила:  


– Я не понимаю, что такое вдохновение, что такое «хочу», есть понятия «надо», «должна»!

В 1928 году Галина Уланова закончила Ленинградское хореографическое училище и была принята в труппу Театра оперы и балета. Уже в 1929 году она танцует ведущую партию в «Лебедином озере» и привлекает к себе внимание, потом знаменитые партии в «Жизели», «Ромео и Джульетте». Уланову обожают все! Партийные чиновники борются за право за ней ухаживать и зовут танцевать «на дачи», но она не позволяет себе такого образа жизни. Простые люди ее боготворят, она кумир всех молоденьких девушек, они подражают ей, а мужское население страны в нее поголовно влюблено.

– С фронта мне писали солдаты, – вспоминала Уланова. – Один солдат рассказывал, как в какой-то деревушке, отбитой у немцев, нашли  портрет Улановой, пробитый пулей. Они подняли его, поставили на что-то в своей землянке и положили рядом полевые цветы, которые дневальные меняли.

  После войны Улановой буквально приказали переехать в Москву и работать в Большом театре. Вообще, в то время партия либо брала под крыло великого артиста, либо, в случае его сопротивления, убирала со сцены. Уланову, несмотря на все успехи, не покидало чувство, что ее хотят сделать, по ее собственному выражению, «столбовой дворянкой». Вскоре она стала ведущей балериной Большого…

Между тем личная жизнь балерины не складывалась. Официально был оформлен только  брак  с актером Юрием Завадским, они были вместе в 30-е годы и расстались после войны – спокойно, без скандалов. Они были скорее друзьями, чем мужем и женой.

Зато  роман  с актером и режиссером Иваном Берсеневым встряхнул Уланову. Иван Николаевич, тридцать пять лет проживший с предыдущей женой, сильно переживал из-за разрыва с ней, но ничего поделать с собой не мог: он потерял ра-зум из-за Галины Сергеевны. Когда в 1951 году он умер, у гроба стояли и законная жена, и Уланова.

Но все-таки сердце балерины оттаяло. В конце 50-х Галина Сергеевна сошлась с художником Большого театра Вадимом Рындиным. Как и предыдущие ее спутники, он очень любил Уланову, но не сумел справиться с одной своей слабостью – пил, с годами все больше и больше. В конце концов Галина Сергеевна выгнала его… И больше уже в свое сердце никого не пускала. В 1960 году она ушла со сцены, ей было уже 50 лет, танцевать дальше было невозможно. Оставалось одно: преподавать.  

С 1960 года и до конца своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Однако, несмотря на востребованность, жила актриса одиноко и достаточно бедно. Из-за того, что денег не хватало, пришлось даже продать квартиру и переехать в более скромную. Долгими одинокими вечерами балерина вела дневник, который нашли в квартире после ее смерти. Помимо событий своей жизни, она писала там… стихи.

– Я вижу плохие сны, – жаловалась балерина друзьям. – Просыпаюсь в холодном поту и слезах. Во сне я танцую. А просыпаясь, думаю: почему, почему так устроено, что я не могу делать то, что всю жизнь делала, для чего создана… Ведь руки те же, ноги те же и фигура не изменилась. А танцевать уже нельзя…

Однако за десять лет до смерти Уланова вдруг неожиданно лишается своего одиночества. Ее приглашают на круглый стол в одну из московских газет, и она знакомится с 50-летней журналисткой Татьяной, которая становится для бездетной актрисы настоящей дочерью… 

Они живут вместе, вместе переживают все горести. Из-за этой плотной дружбы начали ходить слухи о нетрадиционной ориентации Улановой. Балерина не обращала на это внимания. К сожалению, женщина, которая вдохнула в Уланову жизнь, умерла на несколько лет раньше ее.  

– Таня для меня теперь стала как бы судьей, я чувствую нашу духовную связь даже теперь, после ее смерти. Она за мной наблюдает, и я с ней разговариваю, – говорила Уланова. – Вы скажете, что это бред, но мне все равно, что вы об этом думаете. Я это чувствую.
Балерина умерла в 1998 году. В доме на Котельнической набережной, где она жила, теперь находится музей.

И это всё о ней...

Галина Уланова родилась 26 декабря 1909 года в Санкт-Петербурге. В 1928 году окончила Ленинградское хореографическое училище.

В 1944—1960 годах была ведущей балериной Большого театра, где блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» (1947).

В 1960 году, в последний раз станцевав «Шопениану», она закончила карьеру примы-балерины...

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика