23.09.2010

Головой слегка качая, труп сидел за чашкой чая

Обычно мумии ассоциируются с фараонами. Но оказывается, в наших широтах мумии тоже встречаются, пусть и не так часто, как в Египте. Пожалуй, самая большая отечественная их коллекция представлена в петербургском Музее судебной медицины.

Запихнула труп сестры на антресоли

Раньше в музей этот пускали только специалистов и студентов Медицинской академии им. Мечникова, на территории которой он, собственно, и расположен. Нынче попасть туда могут и обычные граждане, однако не все знают о существовании уникальной экспозиции. А посмотреть здесь есть на что.

– Наши мумии ни в коем случае нельзя путать с египетскими, – сразу рассказал читателям «Желтой газеты» заведующий кафедрой судебной медицины профессор Евгений Мишин. – Египтяне применяли бальзамирование, а потом уже тела усопших фараонов высыхали, а наши экспонаты – результат естественной мумификации. Кого-то нашли в квартире, кого-то в лесу. У каждой нашей мумии своя уникальная история.

Старейшая «обитательница» музея умерла от голода еще в блокадном Ленинграде. Ее труп был обнаружен лишь спустя 20 лет после окончания войны в одном из домов. Здание пошло на капитальный ремонт, рабочие стали рушить перегородки и обнаружили в кирпичной кладке большую нишу, заложенную кирпичами. А в ней мумифицированный труп женщины. Милиция поначалу думала, что произошло убийство, поэтому было возбуждено уголовное дело. Однако в ходе расследования выяснилось, что во время блокады в этой квартире жили две сестры. Одна из них умерла от голода зимой 1941 года, а вторая была настолько слаба, что не смогла даже вытащить труп на лестницу. Она засунула его на антресоли, затем в дом попала бомба, а после войны, когда здание восстанавливали, нишу просто заложили кирпичом.

Вешаться надо уметь

– Остальные экземпляры не менее интересны, – продолжает Евгений Мишин. – Есть в экспозиции мумия в совершенно уникальной позе. Обычно трупы лежат, а тут 60-летний мужчина сидел за столом, в такой позе и умер 21 апреля 1983-го. День смерти установили больше года спустя. Когда вскрыли квартиру, на стене висел отрывной календарь с этой датой. Больше года мужчина просидел в своей квартире после смерти. Человек все это время не выходил на улицу, но никому из соседей не было до него дела. Когда его хватились сотрудники жилконторы, он успел полностью мумифицироваться.

Мужчина и сейчас сидит на стуле с запрокинутой назад головой. На столе перед ним самовар, чашки и тарелка с нехитрой снедью. А на стене отрывной календарь… С датой смерти другой обитательницы – Аленушки, как прозвали ее посетители музея за сходство с героиней картины Васнецова, все не так просто. 37-летняя женщина незадолго до трагической гибели освободилась из тюрьмы и решила свести счеты с жизнью. Пришла в один из лесных массивов на окраине города, привязала к суку березки длинный кожаный ремень, надела на тонкую шейку петлю и опустилась на колени. Место для самоубийства дама, как оказалось, выбрала весьма удачно. Ее нашли лишь восемь месяцев спустя.

– При женщине были найдены документы, что сильно упростило установление ее личности, – рассказывает Мишин. – Помимо мумификации, у нее имеются и другие поздние трупные изменения – скелетирование и жировоск, которые вместе встречаются крайне редко. Обычно жировоск проявляется в условиях повышенной влажности и при отсутствии или недостатке кислорода. Он так же, как мумификация, препятствует распаду тела человека после смерти.

У сирен просто ноги срастались

Представлен в экспозиции и еще один чрезвычайно редкий вариант поздних трупных изменений – торфяное дубление, которое встречается в тех случаях, когда труп долгое время находился в болоте.

Сохраняется тело человека в таких условиях даже лучше, чем при мумификации. Однако преступники, застрелившие женщину, а потом, дабы скрыть следы преступления, бросившие ее в болото, об этом не догадывались. Тело нашли при торфоразработках. Голова бедняжки, которая хранится в музее, до сих пор как живая: кожа, волосы и глаза. Отлично сохранилось и входное отверстие от пули, которое и помогло поймать преступников.

В экспозиции хранится немало других диковин. Удавки, ремешки и веревки, на которых в разное время повесились вполне реальные люди. Имеется три видеозаписи повешения, снятые непосредственно самими пострадавшими. Есть коллекция банок со всякими видами уродств, возникающих в процессе развития человеческого эмбриона; циклоп с одним глазом, малыш с двумя головами, сирена со сросшимися ножками. Есть камень размером с кулак, извлеченный из желудка, который и сам по форме напоминает желудок. Печень алкоголика времен горбачевского сухого закона, когда народ пил все подряд, включая политуру и технический спирт. Честно сказать, глядя на все это, начинаешь больше ценить жизнь.

– Об этом говорят все посетители музея, – улыбается Евгений Мишин. – Признаются, что, посмотрев нашу экспозицию, начинают по-другому относиться к жизни. Больше ценить и прожитые годы, и те, что еще предстоит прожить.


Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика