26.09.2007

Зураб Кекелидзе: У ЧП бывают и вторичные жертвы

<p align="justify">Как поток негативной информации отражается на нашем здоровье, объяснил профессор Зураб Кекелидзе, заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского.</p>

Россияне уже привыкли не ждать от августа хороших новостей. Только за последние дни – теракт на железной дороге, появление записи убийства гастарбайтеров, суд над битцевским маньяком, похищения детей. Как поток негативной информации отражается на нашем здоровье, объяснил профессор Зураб Кекелидзе, заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского.

фото Андрея Струнина

– То, что о подобных вещах рассказывают, правильно и необходимо. Дело в том, что наша готовность к чрезвычайным ситуациям всегда должна быть на высоте. Например, многие уверены, что похищения детей учащаются летом, потому что у маньяков якобы в это время года обострение. Это не так. Причина в том, что летом мы уделяем детям меньше внимания – они больше гуляют без взрослых, а потому чаще попадают в поле зрения лиц с психическими отклонениями. Родителям надо сделать из этого вывод. После терактов на улице Гурьянова и Каширском шоссе у нас была очень высокая внутренняя дисциплина – все думали о том, как поступить, чтобы предотвратить подобное. Если террористическая опасность повышается, скрывать это нельзя. Мы должны всегда помнить, что терроризм не дремлет.
– Но не приводит ли жизнь в постоянной готовности к неприятностям, к излишней невротизации?
– К невротизации это приводит, когда человек не знает, что надо делать. Показ изувеченных людей, тел погибших – это, конечно, очень плохо. Но ситуация с крушением питерского поезда, я считаю, освещается СМИ правильно: людям рассказывают, что случилось и как повели себя проводники – они не растерялись, стали спасать пассажиров. Это повышает внутреннее напряжение, но не вызывает дезорганизации   психической деятельности.
– Справедливы ли опасения, что подросток, насмотревшись по телевизору историй про бандитов или маньяков, решит поиграть в них?
– Копирование возможно, но это вопрос воспитания. Почему родители разрешают ребенку смотреть все подряд? Если 18-летний молодой человек, который уже волен выбирать себе передачи, восхищается преступностью – это беда, но беда воспитания. Говорить надо не только о том, что показывать по телевизору и какие фильмы снимать, но и о необходимости правильно воспитывать детей. Конечно, журналисты должны понимать, что нельзя показывать ВСЕ увиденное ими на месте происшествия. После взрыва на Пушкинской площади мы собрали все, что о нем показывали, – это было ужасно и это приводит к вторичным жертвам, у людей нарушается сон, обостряются хронические болезни, заболевания, в которых психогенный фактор играет очень важную роль – язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, диабет, гипертония.
– Какой выход вам как специалисту кажется самым лучшим?
– Можно запретить что-то законодательно, но всегда найдутся лазейки. Центр Сербского неоднократно предлагал СМИ провести семинары и рассказать, как журналистское слово сказывается на здоровье людей. Мы хотим сделать так, чтобы каждый человек понимал, что можно показывать и смотреть, а что нельзя.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика