07.09.2009

Дорогие дети

Лена

Пожалуй, ничего родители школьников не ждут с таким волнением, как начала учебного года и ближайшей к нему зарплаты. Для некоторых первые дни сентября становится причиной личного финансового кризиса.

Шла мимо школы и наблюдала, как моложавая элегантная бабушка отчитывала внучку, на вид лет десяти, за потерянный новый телефон. «Пятнадцать тысяч, Света! – нависала над девочкой бабушка. – Ты просила, тебе купили, а теперь ты говоришь, что потеряла! Пятнадцать тысяч – взяла и потеряла. Знаешь, какая у меня пенсия? Забыла, что папа один на всех работает? Теперь год будешь ходить с обычным телефоном, за три копейки, и пусть над тобой все смеются!»

На следующий день позвонила приятельница и извинилась, что не сможет прийти на встречу – сидит на мели. Совсем на мели, сказала, на чашку кофе не наскрести. Так прижало, что пришлось занимать. Жду, говорит, зарплаты, как соловей лета. Причина внезапного банкротства вполне обеспеченной семьи оказалась простой и от того еще более неожиданной: собрали ребенка-подростка в школу. Ребенок учится в очень хорошей столичной школе, ребенку нужно все самое лучшее – там у всех детей все самое лучшее.

Родители, правда, у этих детей разного достатка, но школа обязывает: ребенок должен быть ничем не хуже других – одет, обут, причесан, снаряжен в поход за знаниями и т.д. Не совсем понятно, правда, как облегчает этот самый поход наличие айфона или туфель за десяток с лишним тысяч. «Ты не понимаешь, - вздохнула приятельница. – Сейчас все дети такие. Если у них что-то хуже, чем у одноклассников, это трагедия, это низкая самооценка на всю жизнь. Ничего, мы с голоду не умрем, зато ребенок в хорошую школу ходит». Развивать тему самооценки «на всю жизнь» почему-то не хотелось.

Критерии качества школы мне объяснили в свое время родители другого школьника, устроившие чадо в такую за внушительную взятку: оказывается, это школа в хорошем районе («чтобы не шатался вокруг кто попало»), с упором на иностранные языки («вдруг за границу учиться поедет»), с детьми каких-нибудь известных родителей («пусть привыкает к определенному уровню»), с разными студиями («надо всему учиться, пока есть возможность») и без южан («ну что тут объяснять»). Престижность моноэтнических школ – это уже примета времени. Престижность, за которую приходится платить.

А вот еще одна примета времени: в последние годы столичных детей стали отправлять в провинцию – «чтобы учились в нормальных школах». Нормальные – это, видимо, «как раньше», школы с остатками советской системы образования, о которой мы теперь, потерявши, плачем. Это школы, где пропуском в ряды своих не будет коммуникатор за тысячу долларов. Это школы, откуда учителей не выгоняют по звонку крутого папы-спонсора (или по жалобе чье-то крутого сына, который получил замечание за курение на уроке (!) – было такое в одной престижной московской школе). Это школы, куда дети приходят учиться – приходят в обуви за нормальные деньги, ради которой родителям не приходиться влезать в долги.

Хочется верить, что такие остались. Пусть не совсем «как раньше» - и в раньше были разные школы и разное в школах, но все-таки устроенные по-человечески.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика