20.11.2007

Фотограф времени

Житель Запорожья Олег Бурбовский фотографировал Владимира Путина и Аллу Пугачеву, последний матч Валерия Лобановского и взрыв на Красной площади.

Житель Запорожья Олег Бурбовский фотографировал Владимира Путина и Аллу Пугачеву, последний матч Валерия Лобановского и взрыв на Красной площади.

Олег Бурбовский и «Осень» – одна из любимых работУ Бурбовского репутация мэтра фотографии. Он – один из тех, кто еще в 1963 году основал Запорожский фотоклуб и возглавляет его до сих пор. В этом году Олегу Александровичу исполнилось 70 лет, и это отметили на самом высоком уровне – назначили Бурбовскому пожизненную государственную стипендию. На Украине всего три фотохудожника ее получают.
Фотографией Бурбовский увлекся еще в юности, когда учился в Запорожском радиотехническом техникуме, делал свадебное фото, на новосельях и юбилеях близких друзей. Но пятнадцать последующих лет он занимался радиотехникой – увлечение фотографией мешало работе, начальство было недовольно.
– Помог мне в конце концов секретарь Запорожского обкома Михаил Всеволожский, – вспоминает Бурбовский. – Как-то вдруг спросил: «Что тебе мешает жить?» «Моя двойная жизнь», – ответил я. После этого на заводе я работал уже не радиотехником, а фотографом.
Бурбовский фотографировал практически всех знаменитостей, приезжавших в Запорожье – Владимира Путина (когда тот был на юбилее Днепрогэса), артистов и эстрадных звезд – Пугачеву, Высоцкого, Розенбаума, Гердта и других. Были и экстремальные истории.
– В конце сентября 1967 года я был в Москве и вышел прогуляться по Красной площади, – рассказывает Олег Александрович. – Вдруг слышу: взрыв, крики. Оказалось, один литовец подорвал себя прямо у мавзолея. Оборачиваюсь, а он лежит с вывернутыми внутренностями. Военный несет девочку с болтающейся ногой. Парень поднимает брюки, а по ноге течет кровь. Жутко. Я отснял всё. Поехал к другу, проявили пленку, сделали пару фотографий. Я позвонил знакомому в АПН, сказал, что сделал фото взрыва. Приезжаю в Запорожье, а на перроне меня встречают гэбисты… Только те два фото, которые я успел сделать в Москве, удалось оставить. Я мог бы продать их за большие деньги за рубеж, но мог за это и крупно пострадать. Поэтому хранил тайну. Уже после распада СССР в газетах напечатали эти фотографии.
Бурбовский был и на последнем матче Валерия Лобановского. За 10 минут до конца встречи подошел к знаменитому тренеру и только хотел его сфотографировать, как тот вдруг взялся за часы. Рядом сидящие – тоже.
– Мистика! Я заснял, как люди держатся за часы – за время. Следующий кадр перевожу на Лобановского, а он… умирает. Это жуткий снимок: на его лице выражение засыпающего человека. Я ушел, а после подъехала скорая и забрала Лобановского. Тот снимок я стараюсь никому не показывать.

Светлана Олейник. г. Запорожье.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика