Новости дня

17 октября, среда


























16 октября, вторник



















Тадж-Махал – недопетая песнь любви

0

Если верить запискам достопочтенного доктора Ватсона, то все сокровища Агры были погребены на дне Темзы. Однако самое главное сокровище этого индийского города все-таки невозможно спрятать или похитить. И уже почти четыре месяца оно пребывает в статусе нового чуда света. Любопытная деталь: мавзолей Тадж-Махал, что в переводе на русский означает «Коронный храм», лидировал в интернет-голосовании с самого начала кампании по определению великолепной семерки новой эпохи. И по праву стал победителем. Что ж, после мрачных и загадочных красот Чичен-Ицы мы отправляемся в одну из столиц империи Великих Моголов. В Агру!

В списке семи чудес древности, составленном Антипатром Сидонским и Филоном Александрийским, было одно, ставшее гимном трепетной и нежной любви. Властитель Вавилона Навуходоносор II, желая развеять грусть-тоску супруги своей мидянки Семирамиды, велел высадить на крышах домов роскошные сады, которые напоминали бы той о родине. Так появились Висячие сады.
Тадж-Махал же – печальная мелодия в камне, посвященная любимой жене шаха Джахана из династии Великих Моголов – Мумтаз, с которой он прожил 17 лет. Могущественный правитель потерял возлюбленную, умершую родами во время победоносного похода шаха в Декан. Обезумевший от горя супруг был на грани самоубийства. Рассказывают, что в ночь смерти жены Джахан враз поседел.
Согласно приказу султана архитектор Иса-Хан, перс по происхождению, должен был увековечить память его жены, матери 14 детей властителя, создав самое яркое, самое величественное и самое нежное творение.


Белое и черное


По замыслу шаха Джахана его жена и он должны были быть похоронены в двух храмах – белом (Мумтаз) и черном (Джахан), разделенных длинным бассейном. Воля правителя была выполнена лишь наполовину. И до сих пор в этой сокровищнице архитектурного гения не хватает черной жемчужины. Сам шах был похоронен в том же мавзолее рядом с женой, затмившей для него всех остальных обитательниц его гарема. Неслучайно же она всегда сопровождала мужа в походах и играла роль главного советчика.
Нужно признать, что Иса-Хан и его заказчик не ограничивали себя ни в фантазии, ни в средствах. Для отделки бирюзу доставляли из Тибета, сердолик – из Багдада, ляпис-лазурь – с острова Шри-Ланка, хризолит – из Египта, рубины – из горного Бадахшана, а малахит – с Урала. Между прочим, алмаз «Орлов», укрепленный в верхней части российского державного скипетра, ранее принадлежал как раз шаху Джахану.
Ну, а помогали Иса-Хану зодчие из Франции (Остин де Бордо), Венеции (Веронео), архитекторы из Сирии, Ирака, Бухары, Самарканда, Белуджистана…
Стены храма-мавзолея выложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов.
Устад Иса-Хан создал пятикупольный храм высотой 74 метра на платформе 56х56 м. По углам располагались четыре минарета, которые слегка наклонены в сторону от усыпальницы. А все для того, чтобы в случае разрушения не повредить само главное здание мавзолея. Впрочем, место для строительства было выбрано идеально: ни одно землетрясение пока не причинило вреда чуду света.

«Войди в рай мой»

К самой усыпальнице ведет роскошный парк, который выполняет еще и функцию дороги. На воротах паркового комплекса высечена цитата из Корана, завершающаяся словами «Войди в сад мой». Если вспомнить, что на языке моголов «рай» и «сад» пишутся одинаково, легко понять замысел Джахана – он строил рай для своей возлюбленной в этом саду на берегу реки Джамна.
Река в этом месте никогда не бывает спокойной, поэтому невозможно увидеть идеально спокойное отражение Тадж-Махала в воде. Эта особенность подчеркивает иллюзию нереальности. В предрассветном тумане величественное здание, кажется, плывет над землей. А первые лучи восходящего солнца устраивают потрясающую игру цвета на стенах храма. Архитекторы считают, что воздушность строения объясняется еще и удивительными пропорциями здания: высота фасада равна его ширине, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишами. Весь дизайн нового чуда света выдержан в духе арабской концепции абсолютной симметрии.
Увы, время и люди не пощадили и этот почти совершенный ансамбль. Некогда огромные двери в усыпальницу были целиком из чистого серебра. Тысячи серебряных гвоздиков создавали изумительный рисунок. Ныне двери – медные, а прежние стали добычей воров. Да и драгоценные камни на фасаде во множестве похищены.
Тадж-Махал – недопетая песнь любви, недовысказанная боль и молитва. Увы, причина, по которой черное отражение белого Тадж-Махала так никогда и не появилось на берегах Джамны в Агре, весьма прозаична: разоренный дорогим строительством и войнами народ взроптал. Сын шаха Джахана – Аурангзеб сверг отца и заточил его в Красный форт, расположенный напротив Тадж-Махала. В этом заточении Джахан провел оставшиеся 9 лет жизни, любуясь из окон своей тюрьмы на величественную усыпальницу любимой.
Как рассказывают местные жители, минареты «Коронного храма» в прошлом были идеальным местом для сведения счетов с жизнью несчастных влюбленных. Именно поэтому сегодня подъем на них закрыт.

На фоне купола снимается семейство

А вот что рассказала «Собеседнику» ведущий специалист туристического агентства «Континенталь АГ» Полина Галуева, недавно посетившая это сокровище Агры:
– Индусы бесконечно счастливы, что их архитектурная жемчужина была признана чудом света, но пока особенно не используют этот козырь в раскрутке места. Да и нужна ли им дополнительная реклама? И без нее миллионы людей ежегодно едут сюда полюбоваться Тадж-Махалом. Я не помню случая, чтобы хоть один турист смог сдержать восхищенный возглас, впервые увидев этот шедевр. Кстати, идеальное время для знакомства с этим чудом света – с ноября по март. Летом – сезон дождей. А вот для фотографий существует лишь один ракурс: со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни. Фотографироваться туристам «на фоне» можно только с одной точки – от входа. Правда, должна предупредить российских туристов, решивших все же поехать в Агру: будьте готовы к несоответствию между «обложкой» и «содержанием», поскольку Тадж-Махал, безумно красивый снаружи, изнутри достаточно зауряден.

только цифры
Строился 22 года руками 20.000 рабочих
74 м – высота храма вместе с главным куполом
17 м – диаметр главного купола
50 м – высота четырех минаретов вокруг

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания