Новости дня

14 декабря, пятница





13 декабря, четверг





































12 декабря, среда



Тайны Китежа со дна Светлояра

0

Чудеса

Я взяла с собой дождевик и резиновые сапоги, приготовившись месить вековую грязь потаенной Руси. Но погода выдалась сухая – золотая осень во всех ее обалденных запахах и звуках. Обычная междугородная маршрутка будто привезла меня в прошлое. Дома – рубленые, мостки с кучерявыми перилами, не окультуренная человеком флора, воздух – как в допромышленную эру. И речь какая-то чудная – в местном музее мне проводят экскурсию, и я себя чувствую, как на университетском экзамене по старославянскому языку. Записываю беглый рассказ экскурсовода. Как, простите, город выглядел – «вельми прекрасен»? Как, говорите, жили местные жители – «светло и праведно»? Я-то знаю, что таких мест на свете нет. Но люди о них давно мечтают. И если этой мечте нужна какая-то конкретная прописка, то, по-моему, село Владимирское Нижегородской области – подходящий вариант. Его уже прозвали «русской Шамбалой».

Ну и как прикажете жить в центре «сбычи мечт человечества»? На школьных уроках здесь проходят историю мифического града Китежа – как настоящего. Был город светлый и необыкновенный, люди там жили честные и добрые, пока не начались на них гонения (по одной легенде – татаро-монгольских войск, по другой – сторонники Патриарха Никона преследовали старообрядцев-китежцев), и тогда город исчез в водах озера Светлояра. До наступления лучших, справедливых времен. Вот тут-то и кроется причина долгожительства легенды о граде Китеже. Где-то далеко есть Правда и Справедливость, и рано или поздно они воцарятся на земле. В это будут верить всегда.

Дело если и было давно, но «артефакты» местные жители готовы предоставить хоть сейчас.
– Это сельский продмаг, где еще в середине прошлого века пару раз видели старца, который покупал продукты, а расплачивался будто бы старинными монетами, – рассказал мне начальник отдела районной администрации Алексей Гроза. – И задавал странный вопрос: «Не пора ли возродиться граду Китежу?» Остались еще бабушки, которые в Великую Отечественную ходили на озеро молиться китежанам о возвращении мужей и сыновей с войны. И они на самом деле возвращались. А это  ворота старика Маркелова. Сам умер, а дети в город перебрались. Так вот, он ни в какие байки не верил и поэтому на спор полез в нору-ход под корнями березы, которая росла на берегу озера. Пролезть-то пролез, а обратно появился только к ночи уже и весь седой. Молчит и дрожит, гонит всех, кто его спрашивает, что произошло. Только священнику деревенскому рассказал, что провалился куда-то глубоко, а там – светлое место и старцы сидят. Будто бы он среди них своего деда узнал, тот ему клюкой пригрозил, чтобы не смел к тем «скрытникам» ходить. Или еще случай:  колхозники ехали на лошадях, повстречали мужиков, те попросили мешки с продовольствием подбросить, сказали, недалеко, дорогу покажем. Стемнело, въехали в какие-то ворота, разгрузились, получили приглашение к столу, где колхозников щедро покормили и хорошо заплатили. В ночь выехали, а потом эти ворота, как ни искали, найти не могли.

Таких историй здесь много рассказывают, и они так и остались бы байками любящих употребить водочки колхозников. Если бы не наука, которая тоже категорично утверждает: с какой стороны ни посмотри, озеро Светлояр обычным ну никак не назовешь.

Вода не портится


Мы идем с местной жительницей Ириной Панкратовой к легендарному водоему. Ирина говорит: считается, что хоть мы Китеж и не видим, но чистым душой людям он иногда показывается. Километр пути проходим незаметно. Я не фанат слияния с природой и восторгания каждой травинкой, но это озеро на самом деле чудесное. Во-первых, форма  – глаз. Тут говорят по старинке:  око. Четкий, идеально прочерченный контур. Байкальская прозрачность и чистота.

– Сама я ничего особенно «аномального» не примечала, – говорит Ирина. – Но видела людей, которые слышали пение вдалеке и звон колоколов. Иногда при проявке фотографий появляются какие-то размытые объекты…
Летом здесь не протолкнуться – православные, старообрядцы, кришнаиты, язычники, рериховцы. Светлояр называют согласно своей философии: «место силы», «святое место», «око России», «магическое озеро». Рассказывают, что после купания в нем быстро заживают любые ранки. Говорят, улучшается самочувствие и отступают болезни. Набранная вода не портится, сколько бы ни простояла.

Научные экспедиции заезжали сюда всегда. Последняя была из МГУ. Экспедиция как раз готовит научный доклад о метеоритном происхождении озера. Тут разные пласты земли перемешаны, как после падения огромного метеорита, а гора рядом образовалась скорее всего от выброса земли при его падении.

Самая громкая экспедиция на Светлояр была в 1969 году. «Литературная газета» привезла лучших ученых страны с самым современным на тот момент оборудованием. «Литературке» принадлежит открытие «Зоны К» – приборы упорно показывали нахождение какого-то крупного объекта на дне озера размером 120 метров. Глаз не видит, а техника показывает. Взяли пробы грунта с глубины 8 метров под илом, в них оказались деревянные щепки. Лаборатория вещдоков МВД подтвердила: дерево обработано человеком. А из древнего Китежа эта щепка происходит или из современного Владимирского – каждый считает по-своему.
 
Пока гуляли вокруг озера, несколько раз встретили бабушек с палочками. Они дождались спада сезона паломников и пошли «в обход» – старинный местный ритуал. Скорее языческий, хотя в пути бабушки говорят про себя и православные молитвы, и обращения к китежанам: «Святые горы, святые соборы, подземные люди, молите Бога за нас». Озеро обходят три раза. Весь маршрут – три раза по 1800 метров. Обязательно – молча. Говорят, «для пущего эффекта» Светлояр надо «обходить» на коленях…

Слушаю Иринин рассказ, рассеянно поглядываю по сторонам. Вдруг на какую-то секунду желтые и красные треугольные кроны деревьев показались крышами прекрасного манящего города. А осенняя рыжева листьев – золотой дымкой, про которую мне сегодня уже несколько раз рассказывали. Привиделось?

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания