Гарем иметь – горе мыкать
Два года назад обычный электрик из села Здемирово Костромской области стал звездой...
Два года назад обычный электрик из села Здемирово Костромской области стал звездой – о нем писали статьи в центральных газетах, его хотели самые рейтинговые телешоу. И все потому, что хлипкий с виду деревенский мужичонка, как султан из песни, имел трех жен. Так Сергея Степанова и прозвали – Султан. Но звезда его неожиданно погасла: Султан повесился за церковью на кладбищенской березе.
Две жены – две сестры
Как и многие, Сергей Степанов стал звездой, что называется, через постель. Собственно, других талантов у него и не было. Пятнадцать лет прожил электрик Степанов со своей женой Светланой бездетно. В 1996 году все чаще стал пропадать у соседей Веселовых. Сложное тогда было время. От колхозов почти ничего не осталось, денег в деревне ни у кого не было, зато выпивка – у многих. В семье Веселовых подрастали две дочери: Свете исполнилось 17, Лене – 12 лет. Девчонки часто недоедали. Под этим предлогом Степанов и привел однажды в дом старшую. Жене сказал:
– Девка голодает. Пусть поживет, обогреется.
Через год загостившаяся Света родила дочь. Жить стали втроем, законная с появлением незаконной смирилась.
То, что Сергей вдвое старше, вторую жену не смущало нисколько – мужиков в Здемирово мало, поднимать ребенка на ноги в одиночку удовольствия мало. Через несколько лет она подарила Степанову еще и сына. По широко распространенной в СМИ версии существования здемировского «гарема», старшая жена души не чаяла в детишках. В семье, если верить газетам, воцарилась идиллия.
Третья жена появилась, так сказать, от нужды. У Светланы-младшей убили родителей, и ее 18-летняя сестра Елена осталась сиротой. Девушку приняли в «шведскую семью», а уж потом она, как утверждал Степанов, стала ему третьей женой.
Здемировский Султан охотно раздавал интервью, в которых рассказывал про сибирские корни и нереальные сексуальные подвиги. Байки о заботливом деревенском Султане, который делает своим женам пяточный массаж, варит им борщ и готовит плов, шли на ура.
И вот нате вам – повесился. С чего бы это Султану сводить счеты со своей сладкой жизнью?
За ответом мы отправились в село Здемирово. Оказалось, миф о счастливом «гареме» давно уже лопнул, а всё, что о Султане рассказывали и показывали – сплошной Голливуд.
Правда же совсем незатейлива. Жил-был шалопай-пьяница, которого терпела сердобольная и робкая жена. Степанов куролесил, как хотел, и в конце концов нагулял на стороне ребенка, которого законная супруга покорно приняла – знала, что у любовницы мужа в семье дела совсем плохи. Потом, когда сестра молодухи осталась одна, приняла в дом и ее. Сестры устроились на ферму, а Светлана-старшая ездила в соседнее село Красное продавать молоко. А вот сам Султан нигде не работал, у него главным занятием были запои.
На все интервью жены Степанова пошли, похоже, банально из-за денег. Пока был к многоженцу интерес, за байки про «гарем» платили.
В конце концов «гарем» развалился. У младшей – Елены, которая, как говорят в Здемирово, женой Степанову и не была вовсе, своя личная жизнь. Средняя – Светлана тоже устроила счастье без Султана. И даже старшая жена в свои 40 с хвостиком встретила любовь – совсем молодого парня, цыгана из соседнего колхоза, и из дома в один прекрасный момент ушла, не взяв с собой ничего. Султан остался на бобах.
«А что вы нам привезли?»
Село Ильино. Именно здесь теперь живет старшая жена Степанова. Дом, в котором она обитает с новым мужем Романом, производит впечатление заброшенного – как и многое в этой деревне. На порог выходит худой парень на вид не старше 25 лет, бросает:
– Чего надо?
Потом неожиданно спохватывается, приглашает войти, извиняется: убираемся, мол. С детской непосредственностью спрашивает:
– А что вы нам привезли?
– Ничего не привезли, – теряемся мы. – Вам деньги нужны?
– Деньги всегда нужны, – задумчиво говорит Светлана.
Все, что Света рассказывает о покойном муже, похоже на давно заученный текст. Для Романа все пока в новинку, он легко высказывается о Султане и считает, что жизнь без Светы-старшей превратилась для того в ад:
– Вы знаете, он нормальный мужик был. Это они (младшие «жены» Света и Лена. – Авт.) его довели. Разве можно так жить? Кобель за кобелем в дом ходят. Если ты с мужиком живешь, надо его уважать. Я вам точно говорю, это он от них в петлю полез. Он их бил, так бил!
– И вас тоже? – спрашиваем Светлану-старшую.
– Ну на меня он руку меньше поднимал, как-то и уважал, и боялся. А вот на Светку-младшую – да, часто.
– И вам нравилось так жить?
– Нормально. Что было делать-то? Сергей хороший был, пока не запил.
Все время разговора Светлана широко улыбается – о жизни ли идет речь, о смерти ли. Оказывается, в петлю Султан лез не единожды, но жены успевали предотвратить самоубийство. Пока не надоело. Когда Султан в очередной раз вдруг пропал, дамы не стали бегать по селу и окрестностям в поисках «любимого супруга и господина». Светлана-старшая тогда уже жила в другом селе. Сестры же просто позвонили в милицию и сообщили о пропаже участковому. Нашел его сосед – на березе.
При похоронах жёны, по словам односельчан, не убивались. Какие отношения – таков и траур. Смерть все расставляет на свои места.
«У меня две мамы»
Эту фразу, как нам рассказали в Здемирово, дочь Степанова Галя частенько произносила в школе. Тогда девочка еще не знала, что вскоре у нее не останется ни одной.
В этой истории больше всего жаль детей. После смерти Сергея они остались с матерью, Светланой-младшей. А той в общем-то было не до них. Когда Галя месяц не появлялась в школе, учителя забили тревогу и пришли к ней на дом. Увидев, в каком состоянии находятся «султанские» дети, поставили вопрос ребром: лишить Свету родительских прав. Но с этим пока повременили. Ребятишки оказались в реабилитационном центре для несовершеннолетних, откуда мать обещала забирать их на выходные.
Света-младшая осталась жить в том самом доме, где когда-то обитал весь «гарем». Стучим в дверь. В ответ – отборный мат: оказалось, хозяйка спускается со второго этажа и ругает лестницу.
– Как детки ваши? – спрашиваем ее.
– При мне.
– С вами живут?
– Со мной, – не задумываясь, врет она.
– Как Галя? Хорошо учится?
– Хорошо.
– А Сережа?
– Хорошо.
Сережа в общем-то еще не учится, но для Светы это, видимо, неважно.
Султан-2
«Гаремная» история получила в Здемирово продолжение. В селе образовалась еще одна семья, где у мужа-тракториста – две жены: младшая работает на ферме, старшая – домохозяйка.
Дом Логиновых сторожат большие собаки. Навстречу выходит миловидная женщина лет пятидесяти. Короткое объяснение – улыбка моментально исчезает.
– Не надо к нам ходить! – почти кричит она. – Мы вам не Степановы и не собираемся делать из отношений сенсацию. Что у них за жизнь была? Еще при муже одна с цыганом связалась, другая тоже к кому-то ушла…
– Но вы-то, как в деревне говорят, действительно счастливы?
Женщина вдруг отворачивается, прячет глаза:
– Это только нас касается. Ничего никому не скажу.
Надо полагать, что «гарем», где мужик работает, а не сидит у женщин на шее и где о своих отношениях не кричит на каждом углу, будет гораздо прочнее и долговечнее.