Для кого они бастуют?
Если бастуют машинисты локомотивов, значит, это кому-нибудь нужно? Кому? Пассажирам? Вот еще – у них от этого только проблемы. Самим рабочим? Тоже нет – им за это светит не столько рост карьеры, сколько увольнение. Тогда кому?
Мы – мирные люди
На прошлой неделе, 17 июня сего года, чуть позже полудня из московского изолятора временного содержания на улице Гиляровского вышел последний из участников акции нацболов в здании ОАО «РЖД» Дмитрий Константинов. Истекли 8 суток административного ареста, к которым парня приговорили за мелкое хулиганство. Остальные 11 лимоновцев отделались еще меньшим испугом – арестом от 3 дней до недели. Теперь юные бунтари гордо называют себя защитниками пролетариев, хотя солидарность хулиганов с теми, кто вкалывает на «железке», выглядит несколько извращенной. Хорошо еще, что эти заступники в знак солидарности не стали поезда пускать под откос!
Но лидер так называемого независимого Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгений Куликов дебоширов одобрил и даже поблагодарил. В последнее время этот профсоюз стал объектом внимания всей нашей маргинальной публики. Еще бы, ведь на профсоюзном сайте так прямо и сказано, что локомотивщики равняются на своих коллег 1905 года. Правда, почему-то не пишут, что эти коллеги своей стачкой в начале прошлого века вызвали погромы в деревнях, вооруженное восстание в Москве, поражение страны в войне с Японией, экономическую разруху и многочисленные жертвы. Спору нет, достойный пример для подражания!
Рельсовая война
28 апреля ровно в 4 часа Киев не бомбили, но жители Подмосковья все равно решили, «что началася война». Да и как было не решить, когда сразу 14 локомотивных бригад электропоездов Московской железной дороги по отмашке из РПЛБЖ скоропостижно (без объявления забастовки!) не вышли на работу. Зарплаты в 35 тысяч рублей им вдруг показалось мало, им захотелось сразу 60. Настолько сразу, что о своем саботаже они заранее и не подумали предупредить пассажиров.
Красиво жить не запретишь, но из-за прихоти нескольких человек десятки, если не сотни тысяч людей опоздали на работу. Спрашивается: кому забастовщики объявили войну – своему руководству или ни в чем не повинным пассажирам?
В справочнике 1994 года «Кто есть кто. Политическая Москва» сказано, что «РПЛБЖ выступает в поддержку стратегического курса реформ, проводимых Борисом Ельциным и его командой». Но если Борис Николаевич только обещал на рельсы лечь, то бастующие на них реально встали. Результат: и при шоковой терапии, и при апрельской забастовке крайними оказались простые люди.
Конечно, этих небоевых потерь для репутации железной дороги можно было бы избежать, ведь о своем невыходе на работу бастующие могли предупредить заранее, как заранее могли бы предъявить начальству свои требования, однако они этого делать не захотели. Когда 15 мая на заседании рабочей группы Госдумы профбосса спросили: «Проводилась ли вами процедура урегулирования коллективного трудового спора?», тот чистосердечно ответил: «Мы решили не тратить время на прохождение процедур». Зато это время из-за них потратили сотни тысяч жителей страны и Подмосковья.
Куликовская жатва
Но что же это за «могучая сила» такая – РПЛБЖ, что не побоялась вызвать всеобщее недовольство?
Разобравшись, понимаешь: если и могучая, то уж не сила, а скорее кучка. В профсоюзе состоят менее тысячи человек (из 1.300.000 работников РЖД). Руководители их, правда, говорят о двух тысячах, утверждая, что еще полгода назад их было три. Сплотить неразбежавшихся решили в «борьбе роковой»?
В прошлом году тарифная ставка оклада на железной дороге увеличилась на 60 процентов, но в РПЛБЖ потребовали еще поднять зарплату – вдвое путем увеличения цен на железнодороржные перевозки грузов и пассажиров. Даже пригрозили: «Чтобы остановить Транссиб, нам достаточно и 10 человек». Оно конечно, дурное дело – нехитрое, но так резко увеличить шантажистам зарплату можно, либо повысив стоимость проезда, либо отказавшись от обновления подвижного состава. И в том и в другом случае проблемы опять легли бы на пассажиров.
Впрочем, теперь глава РПЛБЖ навлек проблемы и на коллег по профцеху. Из-за того, что официально забастовка объявлена не была, сам он ни уголовной, ни административной ответственности за срыв железнодорожного сообщения не понес. А вот участники акции вместо двойного оклада получили выговор. 5 машинистов вместо наград представлены к увольнению.
При этом сам обладатель богатырской фамилии вместо того, чтобы взять ответственность за забастовку на себя, сделал совсем не богатырское заявление: «Лично я не являюсь организатором. Организатором является первичная профсоюзная организация Московской железной дороги». Такие слова больше подходят лидеру профсоюза специалистов по переводу стрелок.
Заграница нам поможет
Вообще-то организация любой забастовки проходит через строгий ряд процедур, если ее цель – действительно удовлетворение требований рабочих. РПЛБЖ – не до них? Значит, цели преследовал совсем другие, и если и думал, то совсем не о рабочих.
А ведь Куликов – профсоюзный деятель со стажем, правда, с весьма своеобразным. В 90-е годы он проходил подготовку в Центре международного образования при Университете Джорджа Вашингтона в США. Потом стажировался в Центре международной профсоюзной солидарности, московское представительство которого возглавляла Айрин Стивенсон, в 2002 году высланная из России «за угрозу государственной безопасности страны». Не только РПЛБЖ, но и многие другие карликовые профсоюзы России кормились из этого котелка, который госдеп США ежегодно подогревал зелеными бумажками.
То ли котелок остыл, то ли энтузиазм локомотивщиков, разочаровавшихся в своих профбоссах, но намеченная на прошлую неделю очередная забастовка РПЛБЖ так и не состоялась. Пассажиры могут спать в электричках спокойно – локомотивы помчатся точно по графику.