Человек-Гознак

Виктор Баранов из Ставрополя лучше всех знает, как делать деньги

Хороший у вас конкурс, очень познавательный! И что примечательно, среди кумиров, о которых вам пишут люди, что-то пока не видно ни губернаторов, ни мэров… Это я к тому, что высокое кресло и чин подлинной славы и уважения в народе еще не гарантируют. Можно стоять в самом низу, но быть личностью крупного масштаба.

 

А теперь попробую вас удивить. Для меня, да и для многих в городе Ставрополе, настоящий кумир – бывший, простите,  фальшивомонетчик  Виктор Иванович Баранов. Обыкновенный гений-изобретатель, которых рождается в мире не более пяти в сто лет. В столичном музее МВД Баранову отведен специальный стенд – в знак его особых заслуг (пишу без кавычек).
С  Виктором Ивановичем журналистская работа свела меня еще в 1990 году. К тому времени он отсидел 12 лет, освободился, но продолжал на воле консультировать МВД  по своей «специальности».  Можно сказать, вину искупил.
А заключалась она в том, что Баранов фактически «опустил» славный советский Гознак.
25-рублевая купюра той эпохи считалась одной из самых защищенных в мире от подделок. Имитацию купюры создать было можно, но воспроизвести в точности вне фабрики Гознак – никогда.  Баранов несколько лет потратил на самообучение химии, полиграфии,  эксперименты с печатью и в итоге  в своем сарае откатал  партию 25-рублевок, которые оказались ЛУЧШЕ гознаковских. Внешне все то же самое, включая водяные знаки, но изобретенная им бумага получилась прочнее и долговечнее, чем казенная! То есть такие деньги находились бы до износа в обороте гораздо дольше. Пришлось снизить качество. Но тщеславие изобретателя все же побудило Баранова оставить что-то вроде «авторского знака» – Ленин на его купюрах выглядел несколько моложе, чем на казенных. В остальном они НИЧЕМ не отличались от продукции Гознака… Когда Баранова задержали, специалисты Гознака и следователи допытывались: признайся, кто сообщники, кто похитил  на фабрике клише?  Не верили, что такое  возможно сделать в одиночку. Баранов попросил доставить в камеру  его оборудование и показал: возможно…
Для меня его история – не история алчности, но история пытливого, талантливого ума, попавшего не в то время и не в те обстоятельства.  Виктор Иванович по-прежнему живет в Ставрополе – в скромной комнате общежития. И – продолжает изобретать. Теперь уже не деньги. А уникальные краски, лаки (талант и знания, как говорится, не пропьешь!)  и даже… духи. Баранов говорит, что мог бы в точности воспроизвести, например, «Шанель №5». Но делать этого не будет. В смысле ПОДДЕЛЫВАТЬ больше не будет ничего и никогда.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика