От 100-балльной системы можно сойти с ума
На прошлой неделе президент Медведев на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года» обсуждал проблемы педагогов и нашел занятным предложение одного из них – поменять систему школьных оценок с 5-балльной на 100-балльную. Возможное новшество мы попросили прокомментировать заслуженного учителя России Евгения Бунимовича.
– Вообще, это общение Медведева с учителями за чашкой чая мне показалось несколько смешным. Это, конечно, мило, но никаких системных действий в этом нет. Да, там были очень хорошие люди, сильный состав у нынешних «Учителей года», но все это смахивало на имитацию. Да, было Послание президента, в котором много говорилось о школьном образовании, его обсуждали во всех школах. Но что знает Медведев об этих обсуждениях, ведь он там не присутствовал? Только то, что доложили ему его чиновники. То есть ничего.
Мне кажется, система оценок сейчас далеко не главная проблема образования. Сначала нам надо разобраться в целях и содержании: что, кому и как мы хотим преподавать, а уж потом – как за это ставить отметки. Безусловно, существующая система оценок, из которых первые две практически не используются, мало удобна. Иначе никто не ставил бы 3- или 5+. Вопрос этот обсуждается давно, но все вещи, в том числе и переход на другую систему, нужно делать обстоятельно и с реальным экспериментом.
Я в свое время некоторым ученикам ставил в журнал шестерки. Это случалось редко – 1–2 раза в год. Ставил не за знания, а за оригинальные ходы, необычный способ решения задачи. Среди тех, кто получал эти шестерки, есть сейчас и лауреаты различных премий, и доктора наук. И они до сих пор помнят эти оценки. Я всякий раз получал за это нагоняй, но в школе был клуб «6 баллов», все его знали, как и тех, кто в нем состоит. Это было особое выделение блеска мысли.
Думаю, 10-балльная система – это нормально. Потому что оценка ставится не только для ребенка, но и для родителей. Когда школьник, придя домой, заявляет, что ему сегодня поставили 67, маме-папе-бабушке непонятно, чем это отличается, скажем, от 69. Тут с ума сойти можно, нет никакой возможности тонкого отделения этих граней. А 10 – это получше. Но в любом случае нужно посмотреть, что это будет.
Есть еще другие системы оценок – в 12 баллов, в 16, но они так же непонятны, как и 100 баллов. Да, у нас в ЕГЭ тоже стобалльная система, но она от этого лучше не становится.