Сидят те, кто не делится

Уже второй год ленты новостей пестрят сообщениями об арестах, розыске и прочих правовых неприятностях мэров. Их стали сажать чуть ли не пачками. На прошлой неделе провинившиеся градоначальники опять о себе напомнили.

Орловский мэр Александр Касьянов официально объявлен в федеральный розыск, но разыскное дело на него почему-то еще не завели. А бывший глава Владивостока Владимир Николаев умудрился устроить шум на международном уровне: Интерпол обещал помочь вернуть его из-за границы, если тот не пожелает самостоятельно встречаться с отечественным правосудием. Пока граждане гадают: это следователи стали лучше ловить коррупционеров или чиновники совсем страх потеряли, члены Общественной палаты (ОП) уверяют, что не все так однозначно. «Собеседник» решил разобраться, за какие такие заслуги мэры городов российских удостоены пристального внимания.

Поделись властью…
По данным мониторинга ОП, который для палаты провел Центр политической конъюнктуры, только в этом году не менее 50 мэров были вынуждены досрочно покинуть свой пост, против половины из них были возбуждены уголовные дела. За пару последних недель сентября зафиксированы четыре таких случая.  
–  Важнейшей причиной этого является вступление в действие с 1 января 2009 года муниципальной реформы, когда основные игроки будут стремиться установить контроль над распределением средств местных бюджетов, – объясняет председатель комиссии ОП по местному самоуправлению Леонид Давыдов.  
В переводе на понятный обывателю язык это означает, что до нового года чиновникам надо успеть переделить «кормушки». Это, естественно, сам бюджет, который с 2009 года обретут в свое полное распоряжение все 20 тысяч муниципальных образований. Плюс к этому лакомые куски полномочий мэров в сфере ЖКХ, строительства и распределения земельных участков. Таков итог реформы местного самоуправления, о которой много говорили, но мало что в ней поняли. Хорошо в этом вопросе разобралось лишь губернаторское окружение, пытающееся успеть взять как можно больше под свой контроль до того, как придется по закону от некоторых возможностей отказаться.
– Существует четкая схема, по которой мэры только исполняют команды из обладминистрации, – поделился с «Собеседником» действующий мэр, пока не попавший под пристальное внимание. – Фокус состоит в том, чтобы дать мне денег меньше, чем необходимо для простого функционирования города. Я вынужден бегать к губернатору выпрашивать, а он готов помогать только на… скажем так, взаимовыгодных условиях. Например, в областной бюджет деньги на ремонт дорог, конечно, заложили, но провели решение, по которому выделят нам их только по факту выполненных работ! И что я должен делать?! Любые изыс­канные средства будут потом квалифицированы как «левые», и за них можно сесть.

…или деньгами
Конечно, градоначальники тоже не святые люди, и некоторые уголовные дела, попавшие в статистику ОП, на самом деле давно пора было завести. Однако и тут есть подводные камни.
– Правовое поле выстроено так – особенно благодаря стараниям Минфина, – что не превышать полномочий ни один работающий мэр не в состоянии. Если мэр действует, он неизбежно «подставляется», – уверен член ОП Вячеслав Глазычев. – А там, где мэры опираются на сильную поддержку деловых и политических кругов, такие процессы пока не возбуждаются.
«Деловые и политические круги» тоже грешны – желают участвовать в разделе «праздничного пирога» муниципалитетов.
– Мэр и местный бизнес связаны всегда, – продолжает рассказывать о наболевшем наш собеседник-градоначальник. – Налоговая схема сегодня такая, что без бизнеса никто из нас не выкрутится. Народ любит нас называть ворами, а на какие шиши мы им латаем крыши и засыпаем ямы на дорогах, никто не интересуется. Бизнесмены, конечно, не безвозмездно дают деньги. Но максимум, что они получают – режим благоприятствования. И то речь ведь идет о малом и среднем бизнесе. Настоящие воротилы работают и договариваются на другом уровне.
Наш собеседник не захотел откровенничать о тех обязательствах, которые, еще будучи кандидатами в мэры, успевают раздать бизнесменам градоначальники. Их тоже надо выполнять. В лучшем случае дело ограничивается ускоренным получением какого-нибудь нужного разрешения. В худшем – расплачиваются землей. Кстати, земля интересует и команды губернаторов. В частности, новые возможности выгодного вложения средств открываются с началом функционирования новой госкорпорации – Фонда содействия развитию жилищного строительства, который будет получать земельные участки из федеральной собственности и передавать их в муниципальную. Что значит получить право распоряжаться выделением участков, например, под строительство? Да это по нынешним временам безбедная старость даже у внуков! Короче, ничего нового – откаты, взятки, рычаги влияния на бизнес. Кто-то борется именно за это, кто-то таким образом просто пытается выполнять свои прямые обязанности.
– И я нарушаю. А что делать? – вздыхает мэр. – Например, в период отопительного сезона нередко приходится тратить бюджетные средства на покупку мазута и угля. А это уже два нарушения: изъятие из бюджета средств, предназначенных на иные цели, и приостановка соглашения на муниципальный заказ из-за недобросовестности исполнителя. И откат подпишу, если после этого будет нормальная дорога…

А лучше отойди
Еще одна категория сидельцев от муниципалитетов – политические. В качестве примера в ОП приводят бывшего мэра Элисты Радия Бурулова, который был отстранен от должности в марте этого года. Суд удовлетворил иск следственных органов, инкриминирующих Бурулову нарушения при поставке горюче-смазочных материалов для городских нужд. В конце июля экс-мэр был заключен под стражу, 7 августа решением кассационной инстанции освобожден, а спустя всего четыре дня снова арестован. Вроде схема как раз та самая – классика, о которой говорил наш собеседник. Однако эксперты ОП уверены: отставка Бурулова вызвана острой конфронтацией с президентом Калмыкии и публичными призывами к Кирсану Илюмжинову уйти в отставку.
Еще более яркий пример – экс-мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин. Напомним: 11 марта 2007 года только в Ставрополье эсерам удалось на выборах убедительно победить единороссов. А Кузьмин как раз и возглавлял список эсеров. Учитывая, что этот очень популярный в регионе политик попал в мэры в 2003 году под флагами ЕР, а потом переметнулся к эсерам, надо ли удивляться, что нынче он ждет экстрадиции из Вены?! Блестящая политическая карьера закончилась на последних парламентских выборах. Тогда Кузьмина успели снять с гонки и даже возбудили против него три уголовных дела (махинации с недвижимостью). Экс-мэр быстро понял, что вовремя отойти не успел, и ударился в бега. Международный розыск принес результат. Его ближайший соратник – экс-спикер краевой Думы Андрей Уткин оказался благоразумнее и вовремя отказался от должности. В итоге отделался условным сроком без лишнего возбуждения международной общественности.
В ОП намерены инициировать проверки обстоятельств возбуждения таких уголовных дел. Леонид Давыдов настаивает, что проведение экспертизы фактов давления не означает, что ОП таким образом подменяет Счетную палату или Генпрокуратуру: «Мы добиваемся того, чтобы после проведенных проверок те, кто был незаконно отстранен, имели возможность для реабилитации или возвращения на пост».

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика