24.10.2007

Баки и лавры

Реформа российского высшего образования, запущенная законопроектом от 9 марта, предусматривает разделение всех студентов на три неравноправных потока.

Реформа российского высшего образования, запущенная законопроектом от 9 марта, предусматривает разделение всех студентов на три неравноправных потока. Первые – «специалисты» –  будут учиться пять или шесть лет, как сейчас; перечень привилегированных специальностей, по которым все останется, как было, утверждается государством. «Специалисты» – те, кто востребован на производстве, те, с чьим трудоустройством не предвидится проблем: нефтяники, строители, врачи и пр.
Все «неспециалисты» поделятся на две категории: первые после трех лет обучения получат гордое звание бакалавров и право работать, где устроятся. Те, кому этого покажется мало, смогут на конкурсной основе поступить в так называемую магистратуру, где будут углубленно изучать предмет еще два года. Преимущество при поступлении будет у тех, кто выбрал пусть и не самую нужную, но все-таки востребованную профессию.
Со стороны все это выглядит как приведение российского образования к евростандартам, что мы и обязаны сделать, как истинные европейцы, подписавшие давно Болонскую декларацию. Но, думаю, полной стандартизации не получится, ибо привилегированная каста специалистов сохранится и будет играть по старым правилам. Назрела ли реформа высшего образования? Давно и безусловно: Андрей Фурсенко озвучил данные о скрытой безработице – у нас, оказывается, две трети выпускников либо работают не по специальности, либо не работают вовсе. И все-таки это не повод делать еще один шаг на пути фактического уничтожения высшего образования как такового. В том, что вся эта бакалавриатская магистратура не приведет ни к чему другому, сомневаться трудно: по сути, студенты, чьи профессии сегодня не востребованы, будут фактически лишены права на продолжение образования. Только и всего.
Вместо того чтобы взять да позакрывать ненужные вузы, а преподавателей трудоустроить в школы, где их дефицит, а в школах начать прилично платить и создать человеческие условия, –  государство идет на меру, во-первых, половинчатую, а во-вторых, дискриминационную по отношению к собственному будущему. Для полноценного стратегического развития стране нужна фундаментальная наука. Нужна серьезная идеология, математики нужны и физики, безумные профессора и отважные экспериментаторы, а не только нудные прикладники…

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика