02.10.2007

Одна простая сказка...

Для недавно ушедшего от нас Александра Татарского мультфильм стал и режиссерским дебютом, и началом славы.

Ворона Татарского – само обаяние

Для недавно ушедшего от нас Александра Татарского мультфильм стал и режиссерским дебютом, и началом славы.
– Тогда я работал на телевидении, – вспоминает автор знаменитых строк «А может быть, ворона…» Эдуард Успенский. – И однажды ко мне пришел Александр Татарский, показал свои работы. Он тогда подвизался на Киевской студии, был там, что называется, на побегушках. Но талант не зароешь. Он из какой-то старой мебели и оконных рам соорудил съемочный станок и начал работать самостоятельно. Тогда Татарский только начал осваивать пластилиновые технологии. Для мульт-
фильма нужны были стихи, в которых происходят быстрые превращения. Что я и написал. А Гриша Гладков – музыку.

Сейчас в это трудно поверить, но тогда и сам мультик, и музыку мультяшное начальство приняло в штыки. Что именно не нравилось, так и осталось непонятным, однако отстоять первоначальный вариант все-таки удалось. Правда, по словам Эдуарда Николаевича, темп мультика был медленным, почти медитативным.
– Мы, конечно, возмущались, – продолжает Успенский, – но Саша нас успокоил. Он потом просто ускорил запись.

Это ускорение имеет свою историю. Татарский и сам не знал, как быть. Но в монтажной он случайно застал процесс восстановления граммофонной записи выступления Ленина и обратил внимание на изменение скорости звучания. Реставратор за 70 рублей поделился с ним нехитрым ноу-хау: на бобину магнитофона наматывалась изолента, и пленка начинала крутиться быстрее. Тем временем цензура не дремала – «Ворону» вообще решили запретить, как «идеологически безыдейную». Но произошло неслыханное: ведущие «Кинопанорамы» Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, вопреки цензорам, показали мультфильм в одном из выпусков.
– Тогда все хоть чуть-чуть живое шло с трудом, – говорит Эдуард Николаевич. – Чем лучше была вещь, тем было тяжелее. Но, кстати, именно с приходом Саши и созданием его «Вороны» у нашей мультипликации появились и международные призы, и наша студия «Экран» стала серьезной и весомой.
Кстати, «Пластилиновая ворона» тоже имеет вполне конкретный вес: на ее создание ушло 800 кг отечественного пластилина. Правда, он был слишком блеклый, и его в процессе съемки приходилось подкрашивать. Получилось ярчайшее явление в мультипликации.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика