28.05.2007

Черный передел столицы

«Пересмотра итогов приватизации не будет», – обещает президент Владимир Путин. Но столичные рейдеры думают по-другому.

Политех уже хотели купить

Обычно рейдеры (или в переводе на простой язык – захватчики) промышляют тем, что обманом или силой присваивают себе чужой заводик, землю или магазин. Некультурные, в общем, люди. Но московская интеллигенция уверена: рейдеры теперь собираются в культпоход по музеям.
– Бендукидзе, бывший хозяин Уралмаша, он вот на этом самом месте сидел, напротив меня, и предлагал за хорошие деньги отдать ему часть музея, – вспоминает генеральный директор Политехнического музея, доктор технических наук Гурген Григорян. – Бизнесмен Боровой убеждал: «Здесь не должно быть никого, кроме нас с вами». Достаточно авторитетные люди говорят: да проще вообще вас отсюда убрать…
Политеху сейчас не до смеха. Музей был учрежден Александром II еще в 1872 году и спустя пять лет переехал в собственное здание, строительство которого все продолжалось и завершилось ровно 100 лет назад. К громкому юбилею Политех подошел с непраздничным настроением – за весь долгий век его помещение ни разу капитально не ремонтировали. Да власти, видимо, этого и не очень хотят.
– Это старейший музей с высоким международным рейтингом, – возмущается Григорян. – Но мне известно, что в воздухе висит идея: чего держать музей в городе, когда можно его переселить? Эта идея порочна не только по своему замыслу. Нельзя в нашем здании, не нарушая его параметров, делать что-либо, кроме музея. Всякая попытка «разобрать» Политехнический музей на здания и учреждения гибельна.
Специалисты утверждают: трогать экспонаты Политеха нельзя, при транспортировке многие уникальные экспозиции могут погибнуть. Но и в старом помещении оставаться больше невозможно: заплесневевшие стены, гнилая проводка, текущие трубы… Из федерального бюджета на латание дыр музею отстегнули 70 миллионов рублей, тогда как требуется 10–12 миллиардов.
– Нам предлагают обратиться к инвесторам, – размышляет Григорян. – Запросто можно найти «доброго дядю», который скажет: по центру оставим экспозицию, а в левом и правом крыле будет гостиница, ресторанчик и офис. Москва знает немало подобных печальных примеров. Сначала – спор о собственности, потом – приостановленная реставрация. И вот тогда музей встанет, его огородят забором, повесят сетку, на которой нарисуют его бывший фасад, и он еще простоит какое-то время, а потом… всё.
Мэр Москвы Юрий Лужков тоже пообещал привести Политех в должный вид. Правда, после того, как будут улажены юридические формальности. Как сказано в сообщении пресс-службы правительства столицы: «Московские власти не могут с безразличием наблюдать, как гибнет памятник истории и культуры, находящийся на территории столицы. Но чтобы спасти знаменитый Политехнический, город должен иметь юридические основания – получить объект в собственность. Подозрения в том, что памятник может быть перепрофилирован и использован не по своему историческому назначению, беспочвенны и надуманны».
Но директор Политехнического убежден:
– Идти на отказ от статуса национальной святыни – это сделать первый шаг к тому, что судьбу музея можно решить любым образом.

Что светит  «Маяку»
Чем заканчивается иногда ремонт, очень хорошо знают на машиностроительном

заводе «Маяк». Предприятие выпускает уникальные в своем роде приборы, которых больше не делают не то что в России, в мире вообще, – электрогенераторы и прочие хитроумные штуки для МиГов, Су и современных танков. В лучшие времена здесь работали до
5 тысяч человек. Сейчас осталось 243, в 20 раз меньше. Да и территория стратегического завода ужалась более чем наполовину. 64 процента корпусов, разбросанных на семи гектарах московской земли, «ушло». Следователи ФСБ руками разводят, не понимая, как такое могло случиться с режимным объектом. Работники завода готовы объяснить.
– Вон в том, 47-м корпусе, например, – показал мне один из них, – находились службы соцкультбыта: клуб, столовая, медсанчасть. Четыре с половиной года назад прежнее руководство завода заключило агентский договор на ремонт корпуса с некой фирмой «ГА Консалтинг Групп» – на сумму 89 миллионов рублей. Как сказано в уголовном деле, стоимость работ была завышена процентов на 60. А чтобы расплатиться за ремонт, этот корпус продали той же фирме «ГА Консалтинг Групп» за… 20 миллионов. То есть завод не только лишился здания и доходов от сдачи его в аренду (многие предприятия сейчас только за счет этого и живут), но и обзавелся долгом в 70 миллионов. До сих пор расплачиваемся.
Те руководители предприятия сейчас под следствием, а учредители «ГА Консалтинг Групп» – не при уголовных делах. Хотя на заводе всем известно, что основали эту фирму их бывшие коллеги по «Маяку», ушедшие в какой-то непонятный бизнес. Кто еще стоял за рейдерами, следствие молчит, но в одной из газетных публикаций, рекламирующих «ГА», с гордостью сказано, что накануне захвата режимного объекта фирма «собрала команду специалистов-оружейников под руководством генерал-лейтенанта Вячеслава Эдуардовича Иванова, начальника управления вооружений и техники Федеральной погранслужбы ФСБ».
С появлением рейдеров перед «Маяком» замаячили нерадостные перспективы. За долги ему пришлось продать еще один корпус. Другой, на строительство которого завод взял кредит в 50 миллионов рублей, пришлось «подарить» в обеспечение этого кредита (теперь там – бизнес-центр с банком, сауной и другими еще менее «стратегическими» заведениями).
– Спорили с нами и из-за земли, – рассказали на «Маяке». – Недавно, как раз накануне очередного разбирательства, налоговая инспекция исключила завод из списка юридических лиц как «фирму-однодневку» («Маяк» работает с 43-го года – хороша «однодневка»). Оказалось, со многими предприятиями накануне судебных слушаний или проведения тендера случаются подобные «недоразумения». Нам повезло, что кураторы «Маяка» из ФСБ не дали рейдерам разгуляться. В реестре нас восстановили уже через три недели.
В прошлом году «Маяку» впервые за последние годы засветило светлое будущее. Заказы посыпались один за другим. Появилась уже позабытая прибыль, и предприятие наконец-то избавилось от долгов по зарплате. Но внезапно задолженность образовалась вновь. На вопрос «почему» мне показали несколько обращений работников завода, адресованных важным чиновникам (вплоть до президента страны): «28 марта с.г. по инициативе Рос­прома генеральным директором нашего предприятия назначен… Шкарин С. Н. из ЗАО «Финансы и кредит» (перепродажа молочной продукции и т.п.). Цель назначения – помочь заводу «умереть». Шкарин С. Н. не профессионал в авиационном электромашиностроении… гражданин Узбекистана, в котором были развернуты военные базы США (то есть формально он не имеет права доступа к документам стратегического предприятия. – Авт.)… С момента назначения Шкарина С. Н. на должность генерального директора на заводе стали появляться респектабельные господа на дорогих иномарках, которых интересует имущественный комплекс нашего предприятия… Мы, трудовой коллектив ОАО «Машиностроительный завод «Маяк»… уверены, что это – «команда белых рейдеров» и командиры у них – руководители Роспрома. Как же теперь убедить в этом всех, к кому мы обращались за помощью раньше?»

У «кровли» сгорела крыша
Владимир Путин на сигнал с «Маяка» пока не отреагировал никак, но в том, что менеджер и даже владелец предприятия отнюдь не всегда заинтересован в его успешной работе, уже убедились на другом московском заводе – «Филикровля».
В девять вечера 12 марта на пульт пожарной охраны поступил сигнал о «возгорании в цехе по производству кровельных материалов». Потушить огонь с трудом удалось лишь к часу ночи силами 54 расчетов и целого пожарного поезда. Как признался начальник пресс-службы столичного управления МЧС Евгений Бобылев:
– Три независимых очага возгорания указывают на версию о поджоге.
Вслед за Дорогомиловской прокуратурой столицы свое расследование начал и соб­ственник завода – строительная корпорация Mirax Group.
«Ответственной за данные помещения является компания-арендатор, – говорится в официальном заявлении Mirax Group. – Договор аренды в свое время был подписан с руководством ОАО «Завод Филикровля». В настоящее время Mirax Group параллельно с официальными следственными органами проводит собственное расследование данного происшествия. Комментарии о причинах возгорания и ответственных за данную чрезвычайную ситуацию мы сможем предоставить после завершения расследований».
– Расследование пока в процессе, – объяснили мне в пресс-службе Mirax Group. – Можем лишь сказать, что пострадали только склады и завод продолжает работать в обычном режиме. В настоящий момент решается вопрос о переносе производства за черту города. Анализируется, будет ли это производиться за наш счет или за чей-то еще.
Не будь завода, нечего было бы и переносить и нечего было бы финансировать. Известно, что эта корпорация, которая завладела «Филикровлей» незадолго до поджога, как никто заинтересована в том, чтобы на этом престижном месте (рядом с деловым центром Москва-Сити) возник элитный жилой комплекс или крупный офисный центр.
– Правительство Москвы навязало Mirax Group некую социальную программу, которая не позволяет сразу же закрыть предприятие. И не только у меня, почти у всех работников предприятия сложилось впечатление, что поджог устроил новый собственник, чтобы очистить территорию от завода, – считает один из менеджеров «Филикровли».

рейдер-рейтинг
По данным «Бюро проблем антиглобализма в России», лидером среди рейдеров по числу общественных скандалов и обращений «в органы» стала инвестиционная компания «Россия». Против нее возбуждено 19 уголовных дел.
На втором месте расположилась компания Ильи Дыскина «Ведомство» с 11 уголовными делами.

что говорит УК
Ответственности за рейдерство в Уголовном кодексе нет, поэтому самые распространенные статьи, по которым рейдеров привлекают – «самоуправство», «мошенничество» или «организация преступного сообщества». Но не исключено, что против рейдеров скоро начнут применять персональные санкции. На это недавно намекнул генеральный прокурор Юрий Чайка, который заодно предложил «поправить» и корпоративное законодательство, устранив из него все легальные лазейки для недружественных поглощений.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика