18.02.2008

Буква закона и сирота самарская

Денис Солдатов из Самары – бывший детдомовец. Ему, как и многим российским сиротам, положено жилье. Но он до сих пор бездомовец

Денис Солдатов из Самары – бывший детдомовец. Ему, как и многим российским сиротам, положено жилье. Но он до сих пор бездомовец. Когда Денис понял, что квартиры ему не дождаться, он пошел в суд. Благодаря Солдатову законодательство Самарской области однажды может быть изменено.

Детей больше, чем денег

Денис дважды сирота: сначала от него отказалась родная мать, потом приемнаяЛюбой детдомовец знает о Федеральном законе РФ №159. В нем написано, что ребенку-сироте вне очереди обязаны предоставить жилье. Но этот вопрос каждая область решает по-своему. Денису Солдатову летом исполнится 24 года, он живет в общежитии, и областные власти не имеют к этому никакого отношения – комнату дали на работе.

В списке сирот, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, Солдатов стоит на почетном сотом месте. Когда он получит ордер – неизвестно.

– Дети-сироты обеспечиваются жильем по мере того, как правительство области выделяет деньги, – пояснила мне начальник городского отдела опеки и попечительства Мария Карелина. – Но детей, к сожалению, больше, чем денег. В списке очередников в прошлом году в городе стояли 222 человека, в этом уже 345. В среднем по Самаре денег выделяется на 35–37 человек в год. Сейчас у нас как раз сдается дом, и 37 сирот переедут в свои квартиры.

Денис Солдатов прекрасно знает об этом доме. Он рад за детдомовцев, которые вскоре там поселятся. Иногда он ходит к этой многоэтажке, любуется. Место, говорит, хорошее и дом красивый.

– Вам чисто по-человечески жалко Дениса? – спрашиваю Марию Карелину.
– Знаете, у меня 345 таких, как Денис, они ничем его не лучше и не хуже, – вздохнула она в ответ. – И я одинаково переживаю за всех. Денис у меня, кстати, был недавно, хвастался, что болеет, но ходит на работу. Ну, отругала его.
Пока для Дениса есть только одна хорошая новость – если он потеряет работу, из общежития его не выгонят.

Имя матери вспомнил не сразу

Денис прошел весь путь обычного детдомовского воспитанника. Мать отказалась от него еще в роддоме, но официально родительских прав ее лишили только в 2001 году. Тогда же в органах опеки и попечительства женщину пре­дупредили, что сын может найти ее по бумагам. И он нашел – через три года.

Почему Денис оказался в детдоме, мать объяснила ему просто: он родился болезненным, врачи предупредили, что может стать инвалидом, она испугалась. Денис действительно инвалид с детства II группы.

Он называет эту женщину не мамой, не матерью, а просто: она. Даже имя вспомнить сразу не смог.
– Мне было интересно узнать, что она за человек и почему так поступила, – говорит Денис. – Оказывается, у меня еще сестра маленькая есть. Ее она воспитала, а вот про меня почему-то позабыла. Я пробыл у нее часа 2–3. Ощущал, что приехал домой. Там замечательная обстановка, мягкая мебель, бытовая техника. Она сказала мне: «Рада вас видеть».

– Мама к тебе на «вы» обращалась?

 – Ну, я ж для нее незнакомый человек. И мое появление ее смутило. Она занималась своими делами. Покормила, правда. Попросила у меня прощения.

Мама Дениса работает соцработником в селе Преполовенка под Самарой, обслуживает пенсионеров. О том, что она оставила ребенка, в селе все прекрасно знают, но никто не осуждает. Там говорят: у каждого свой крест.

Когда маленького Дениса перевели из роддома в самарский дом малютки, там его увидела бездетная семейная немолодая пара и взяла к себе. Мальчик прожил с приемными родителями до 4 лет. А потом снова стал сиротой.

Он нашел и свою вторую маму. С мужем к тому времени она развелась. Денис помогал ей делать ремонт на даче. Ее он тоже спросил: «Почему?»
– Оказалось, снова из-за здоровья, – с пугающим безразличием в голосе рассказывает Денис.

– Говорила, что из-за меня из больниц не вылезали. Возили в санатории под Самарой, пока врачи не сказали, что меня надо отдать под постоянное наблюдение. И меня отдали.

Денис Солдатов попал в коррекционную школу-интернат для детей-инвалидов в Чапаевске и прожил там до 15 лет.  Я спрашиваю, что он помнит о жизни в интернате. Денис долго молчит, а потом нехотя начинает рассказывать об огромной комнате, где спали детдомовцы. О том, как учился плести корзины из бересты. О том, что помогал повару в столовой, резал хлеб и салаты. О том, что, когда воспитателей не было, старшие ребята строили младших.
Обычная жизнь в обычном российском детском доме.

Юрий Никишин считает, что успех Дениса поможет всем детдомовцамДенис закончил самарское профтехучилище, получил специальность каменщика и строителя-отделочника. Устроился в строительную фирму и снял квартирку. Думал, что денег на первое время хватит, а там и своя квартира появится. Но зарплата оказалась несовместимой с арендой. А своя квартира так и не появилась. Денис перешел на другую работу и маленькую зарплату. Зато ему выделили место в той самой общаге, на двоих с другим детдомовцем. Сейчас он подрабатывает курьером и дворником, чтобы платить юристам. Без юристов Денису из общаги не выбраться.

Предложили ипотеку

Он уже обошел все высокие самарские кабинеты. В одном из них Солдатову прямым текстом сказали, что квартиры дают в Москве и Питере, а в Самаре – подкидывают. И предложили оформить ипотеку. Только посоветовали побольше работать.

Никакой газеты не хватит, чтобы рассказать о переписке Дениса с судами. История судебной тяжбы Солдатова, которая может стать прецедентной для всей России, вкратце звучит так: Денис требовал выделить ему, как сироте, жилье. Ему справедливо возражали: ну дадим квартиру вам – и что скажут другие детдомовцы?

Тут надо сказать, что Денису Солдатову в Самаре помогает общественный деятель Юрий Никишин. Вместе и решили идти судом на правительство области и губернскую Думу.
– Мы доказали, что в нашей области не список сирот, нуждающихся в жилье, а самая настоящая очередь, – говорит Юрий Никишин. – А ее не должно быть. Согласитесь, если правительство выделяет малую сумму на финансирование этой проблемы – значит, оно просто не исполняет закон. Сейчас мы ждем из Верховного суда бумагу, подтверждающую ненадлежащее исполнение федерального закона. И когда она придет, самарское законодательство должно быть пересмотрено.

История Дениса Солдатова уже давно вышла за рамки частной. И если действительно все произойдет так, как надеются они с Никишиным, у самарских детдомовцев появится надежда на квартиру – причем совсем не  призрачная.

P. S. «Собеседник» будет следить за тем, как развивается эта история.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика