Новости дня

16 августа, четверг
























15 августа, среда





















Автомобили и выборы. Кто кого?

0

Минфин выиграл первый этап сражения против российских автомобилистов, добившись принятия Госдумой законодательных поправок, повышающих транспортный налог. Совет Федерации, скорее всего, их утвердит. И в 2011 году этот налог может стать одним из серьезных факторов влияния на ход и результаты выборов в Госдуму.

Принятое на бумаге решение о повышении транспортного налога может сыграть с российскими властями злую шутку. Проблема в том, что интересы «политических» и «экономических» властей явно противоречат друг другу. У Минфина позиция четкая: увеличить фискальную нагрузку на граждан, чтобы регионы по мере необходимости могли получать дополнительные отчисления взамен «отобранного» федеральным центром налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Вариант для наполнения бюджета в условиях кризиса беспроигрышный – обрабатывающая промышленность, если верить предпринимателям, практически встала. Значит, налоговые отчисления с бизнеса снижаются. Это, кстати, предполагает, что и граждане, получая урезанные зарплаты или оказавшись на улице, вряд ли начнут отдавать больше денег государству за счет налогов на их доходы. А машины — вот они, их не спрячешь, от них не избавишься. Для многих они – единственное средство для существования. Причем, учитывая особенности российского налога на транспортные средства, обязанность платить государству за использование автомобиля никак не зависит от того, насколько часто эта машина используется. Плата идет за «лошадиные силы», причем вне зависимости от того, сколько стоит авто. «УАЗ Патриот» проходит по одной ставке с дорогим джипом иностранной сборки.

В других странах, заметим, налог на транспортные средства используется не только и не столько для наполнения бюджета, сколько, например, для снижения объема вредных выбросов в атмосферу, регулирование количества «автохлама» на дорогах и так далее. Так, самым распространенным за рубежом является вариант, когда налог на транспортное средство в принципе не уплачивается, – он закладывается в цену бензина.

Есть и другой вариант сбора с автовладельца, который предполагает, что понуждает водителя чаще ходить пешком или ездить на общественном транспорте. Речь идет о реформе, которую намерено провести министерство транспорта Нидерландов. Когда в России транспортный налог повышают, в Голландии его отменяют. Вместо него жители Страны тюльпанов будут платить сбор, рассчитываемый исходя из пробега автомобиля – 0,3 евроцента за километр, пишет британская газета Financial Times. Как прямо заявил министр транспорта Нидерландов, это «не доильный аппарат, государство не станет от этого богаче». Зато введение новой системы сборов (оно планируется к 2012 году) приведет к сокращению количества проезжаемых автовладельцами километров на 15% и снижению вредных выбросов на 10%.

В России же, напомним, с 2011 года автовладельцы начнут платить как минимум вдвое больше. Сам налог увеличится с 2010 г., а выплачивать его россияне начнут по новым ставкам только с 2011 года. Стоит отметить, что субъектам РФ разрешается уменьшать ставки налога в 10 раз либо увеличивать не более чем в 5 раз в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса. При этом даже экологи утверждают, что природа от такого подхода ничего не выиграет. Зато, как отмечают политологи, проиграть может «Единая Россия», которая голосовала в полном составе за повышение ставок транспортного налога, о чем перед выборами все оппоненты партии власти в своих агитационных материалах населению непременно напомнят.

Уже сейчас автовладельцы являются, пожалуй, наиболее организованной социальной группой внутри российского общества, которая чаще других при помощи разного рода протестных акций добивается от властей небольших уступок. Разумеется, они борются и против повышения транспортного налога, хотя и не так активно, как могли бы. Хотя пробное протестное перекрытие МКАД в день принятия Думой упомянутых поправок состоялось, массовых акций по этому поводу еще не проводилось. Оно и понятно, в России всегда долго запрягают, да и до 2011 года еще далеко. Есть еще надежда на добрые власти – Совет Федерации, президента, которые могут завернуть поправки единороссов (во что, впрочем, слабо верится), или на региональных лидеров, в компетенции которых не повышать налог.

Совсем по-другому автомобилисты поведут себя через два года, когда им придет из налоговой счет, который для владельца старого авто с «большим» двигателем (а таких множество, например, на Дальнем Востоке и в Сибири, где дороги подчас являются всего лишь направлениями, а секонд-хенд из Японии десятилетиями пополнял местный автопарк) может превысить цену его машины. Тут уже одними гудками и разноцветными ленточками не обойдется – начнутся перекрытия трасс и железных дорог, «автопробеги протеста» или просто митинги. А в предвыборный год оппозиция обязательно этим воспользуется. Возможно, сумеет даже оседлать «волну народного гнева» и на ней триумфально «въехать» в Госдуму. Да и у милиции особой мотивации препятствовать выплеску народного негодования не будет, скорее наоборот — наши стражи порядка от мала до велика ездят на таких автомобилях, которые могут себе позволить не все бизнесмены, а ведь у них еще есть жены, любовницы, дети...

Выборы 2011 года – это не просто первая проба избрать депутатов, которые проработают 5 лет, до 2016 года. Это еще и «праймериз» президентских выборов 2012 года. Выборов, в которых от действующей власти примут участие или действующий президент, или премьер, или оба сразу. Таким образом, своей фискальной инициативой, введение которой в действие из-за специфики уплаты транспортного налога придется не на 2010, а на 2011 год, Минфин «подставляет» сразу и партию власти, и нынешних первых лиц государства. Но пока это понимают разве что губернаторы, поскольку они к народу «ближе». Многие из них уже заявили, что повышать транспортный налог пока не станут, как бы Москва на этом ни настаивала. А вот Кремль всей опасности, судя по его вялой реакции на происходящее, похоже, просто не понимает. Вот только когда проблема станет очевидной, смогут ли правительство и Госдума «задним» числом отменить уже действующий налог?
поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания

Собеседник 2019г
подписка -20%!