1949 год: Нитка жемчуга, вуаль и new look
Весной 1949 года
Весной 1949 года в Ленинградском театре музкомедии состоялась премьера на редкость глупой оперетты «Золотой фонтан». Тема, естественно, производственная, но есть и про любовь, и про моду. Один из персонажей распевает:
Нет устойчивей погоды,
Чем на дне глубоких вод.
Но меняют дамы моды
По четыре раза в год.
То длиннее, то короче
Носят юбки без причин.
И как будто между прочим
Покоряют нас, мужчин…
Авторы либретто преувеличивают – менять моду четырежды в год в СССР еще не получается. Советский народ живет в несчастливой изоляции. До него не доходят известия, что в 1949 году в Париже открывает свой Дом моды Пьер Карден, что Энне Бурда в еще не очень сытой Западной Германии основывает фирму «Бурда моден», а другой немец – Ади Даслер регистрирует три полоски в качестве фирменного знака «Адидас».
Но понемножку мировые модные тенденции все же просачиваются в нашу страну. Кое-кто и в Советском Союзе знает про Кристиана Диора и его стиль new look. Военизированные силуэты сменяются женственными.
В женских нарядах удлиняются юбки, зрительно уменьшаются плечи, но остаются в моде ремни на тонкой талии. Форму платьев поддерживают комбинации и нижние юбки. Обувь – на невысоком каблуке. И главное – тот же Диор в 1949 году начинает производство нейлоновых чулок.
Очень важная часть женского облика 40-х годов – возвращение к широкому использованию декоративной косметики. Все более выразительными становятся тени для глаз и тушь для ресниц. В моде выщипывать брови и потом рисовать их тонкими, удивленно приподнятыми. Как пелось в одной популярной песне:
Я помадой мажу губы
и выщипываю бровь,
Ох, и хлопотная штука –
эта самая любовь.
В нашей стране, конечно, своя особость, связанная с наличием контрастных социальных укладов. Жены ответственных работников живут уже при коммунизме, а колхозницы – при феодализме. Поэтому на одной улице можно встретить выходящую из ЗИМа даму в бриллиантах с чернобуркой на плечах и идущую мимо крестьянку в лаптях.
В женской прическе популярен завитый спереди кок, подчас увеличенный за счет шиньона. Вынужденные короткие стрижки военной поры – чтобы волосы умещались под пилоткой связистки, чтобы не попали в токарный станок – уходят в прошлое. Женщины с удовольствием отращивают косы.
Все еще существует убеждение: головной убор обязателен в любое время года. Красивые шляпки шьются в ателье и дороги. Самый писк моды – при шляпке иметь вуалетку, признак зажиточности и загадочности.
Нарядности добавляют крепящиеся на груди или воротнике стеклянные цветочки-ягодки. И завершают облик бусы из искусственного жемчуга. Они были практически у каждой горожанки, и в вашем семейном альбоме среди старых фотографий наверняка есть раскрашенный вручную в фотоателье портрет молодой мамы или бабушки в крепдешиновом платье и с ниткой жемчуга на шее.
Нет устойчивей погоды,
Чем на дне глубоких вод.
Но меняют дамы моды
По четыре раза в год.
То длиннее, то короче
Носят юбки без причин.
И как будто между прочим
Покоряют нас, мужчин…
Авторы либретто преувеличивают – менять моду четырежды в год в СССР еще не получается. Советский народ живет в несчастливой изоляции. До него не доходят известия, что в 1949 году в Париже открывает свой Дом моды Пьер Карден, что Энне Бурда в еще не очень сытой Западной Германии основывает фирму «Бурда моден», а другой немец – Ади Даслер регистрирует три полоски в качестве фирменного знака «Адидас».
Но понемножку мировые модные тенденции все же просачиваются в нашу страну. Кое-кто и в Советском Союзе знает про Кристиана Диора и его стиль new look. Военизированные силуэты сменяются женственными.
В женских нарядах удлиняются юбки, зрительно уменьшаются плечи, но остаются в моде ремни на тонкой талии. Форму платьев поддерживают комбинации и нижние юбки. Обувь – на невысоком каблуке. И главное – тот же Диор в 1949 году начинает производство нейлоновых чулок.
Очень важная часть женского облика 40-х годов – возвращение к широкому использованию декоративной косметики. Все более выразительными становятся тени для глаз и тушь для ресниц. В моде выщипывать брови и потом рисовать их тонкими, удивленно приподнятыми. Как пелось в одной популярной песне:
Я помадой мажу губы
и выщипываю бровь,
Ох, и хлопотная штука –
эта самая любовь.
В нашей стране, конечно, своя особость, связанная с наличием контрастных социальных укладов. Жены ответственных работников живут уже при коммунизме, а колхозницы – при феодализме. Поэтому на одной улице можно встретить выходящую из ЗИМа даму в бриллиантах с чернобуркой на плечах и идущую мимо крестьянку в лаптях.
В женской прическе популярен завитый спереди кок, подчас увеличенный за счет шиньона. Вынужденные короткие стрижки военной поры – чтобы волосы умещались под пилоткой связистки, чтобы не попали в токарный станок – уходят в прошлое. Женщины с удовольствием отращивают косы.
Все еще существует убеждение: головной убор обязателен в любое время года. Красивые шляпки шьются в ателье и дороги. Самый писк моды – при шляпке иметь вуалетку, признак зажиточности и загадочности.
Нарядности добавляют крепящиеся на груди или воротнике стеклянные цветочки-ягодки. И завершают облик бусы из искусственного жемчуга. Они были практически у каждой горожанки, и в вашем семейном альбоме среди старых фотографий наверняка есть раскрашенный вручную в фотоателье портрет молодой мамы или бабушки в крепдешиновом платье и с ниткой жемчуга на шее.