Как защитить себя от обвинений в невменяемости?

В последние годы аргументом в спорах – семейных, жилищных, финансовых – все чаще становится обвинение в невменяемости.

Когда бывшие супруги (обычно мужья) намерены отсудить себе детей, в ход идет что угодно – вплоть до копания в старых медкартах «жертвы» и упоминания давних эпизодов, которые могли бы поставить под сомнение ее психическое здоровье. Пусть даже поводом для обращения к врачу была бессонница или невроз. Юрист Ксения Печеник считает, что бояться этого не нужно:

– Если возникает справка о том, что у мамы, например, когда-то была депрессия, нужно обратиться к врачу за разъяснениями. В моей практике был случай: за 3 дня до подписания важного договора человек специально пошел к психиатру – тот поставил диагноз глубокая депрессия, выписал лекарства. Впоследствии человек стал оспаривать договор под тем предлогом, что подписывал его, не осознавая свои действия. Пришлось обратиться к психиатру – тот дал разъяснение, что подобного рода состояния не означают, что человек не способен принимать осознанные решения.

У большинства из нас была когда-либо необходимость пройти обследование у психиатра и нарколога – для получения лицензии на оружие, для управления транспортным средством. Отметки врача о психическом здоровье, сделанные в разные годы, могут стать контраргументом, если бывший супруг или родственники накопают что-то, выставляющее человека не в лучшем свете. Более того, если есть подозрения, что в скором будущем подобное может случиться, есть смысл подстраховаться: например, обратиться в поликлинику с какой-нибудь проблемой и заодно пройти диспансеризацию, в том числе посетить психиатра.

Для мам, которые боятся лишиться детей, подстраховкой может стать общение с соцслужбами – органами опеки, школьным психологом. Впоследствии соцработник может подтвердить в суде: маму видели – вменяема.

Явный признак того, что человека хотят ограничить в правах под предлогом его психического нездоровья – ходатайство к суду о назначении психолого-психиатрической экспертизы. Но если, например, отец детей просит провести такое обследование бывшей жены, она имеет полное право ходатайствовать о том же для экс-супруга. И оба они могут от этой экспертизы отказаться. Казалось бы, какой тогда смысл?

– Реальный случай: у женщины был невроз после смерти родителей, она проходила курс лечения у психотерапевта, – рассказывает Ксения Печеник. – Спустя 10 лет ее бывший муж, пытаясь отсудить ребенка, начал манипулировать этим. Было решено провести маме экспертизу, однако такой же вопрос был поставлен и в отношении папы. У него сразу пропало желание выставлять бывшую жену психически нездоровой.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика