Торговая наценка

На днях должна решиться судьба закона о торговле. Премьер дал десять дней на внесение изменений. Закон этот давно обсуждался, и он может получиться неплохим. Но если в него попадут любые ограничения – процедура регулирования цен, нормы повышения цен, уровень цен и так далее, – это все будет не на пользу потребителям.

А ведь ажиотаж вокруг этого закона и начался сегодня именно потому, что возникло некое социальное напряжение: во всем мире (при существующих там 5–10% прибыльности) цены падают, а у нас они растут. Правительство забило тревогу. Еще и потому, что идет наступление крупных розничных сетей, выдавливающих с рынка мелкие магазины.
В общем, вопрос это очень сложный. И лучше, если бы вовсе не было закона о торговле, а существовала нормальная структура товарных рынков. То есть здоровая конкуренция. Тогда цены не только бы не росли, а даже снижались. И права потребителей были бы защищены.

У распространителей, особенно розничных, свои закономерности. Так, торговые компании нацелены на увеличение прибыли и снижение своих собственных издержек. Первого они достигают с помощью повышения цен, второго – благодаря увеличению размеров торговли. К чему это ведет? Повышается доля компании на рынке, следовательно, повышается уровень ее доминирования. И тогда она может первая повысить цены, а за ней уже начнут это делать все остальные. Естественно, это всегда вызывает недовольство потребителей. Однако они не могут повлиять на ситуацию. И если государство вмешивается, например, ограничивая уровень рентабельности 30 или 10 процентами, торговцы начинают маневрировать. У них происходит пересортица и всякие другие хитрости, в результате цены невозможно сравнить. Поэтому я и говорю: доктором здесь может быть только конкуренция.

Но когда на рынке наступают крупные сети, маленьким магазинчикам (шаговой доступности) не удержаться. Вот они и закрываются. На Западе, я знаю, крупные сети открывают свои магазины шаговой доступности, где цены ниже, особенно первое время после открытия. У нас этого не происходит. Хотя розничная торговля – это, пожалуй, одна из немногих отраслей экономики России, которая за последние 10 лет сильно изменилась именно в пользу потребителей.

Если новый закон поможет добиться лучшего равновесия в ценообразовании, это будет благом. Если же законодатели пойдут по пути ограничений и запретов, нарушится и без того хрупкий баланс – и пользы не будет.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика