1 млрд $ для МВФ
В 1990-е Россия активно получала кредиты Международного валютного фонда, а теперь сама будет его кредитовать. До конца года на это, возможно, потребуется 1 млрд $. Эту новость глава Минфина Алексей Кудрин на днях доложил правительству. Почему при нынешних трудностях мы не боимся тратить такие деньги на помощь другим странам (ведь при кредитовании МВФ эти средства прибыли не принесут)?
Я согласен с британским премьером, что это первый кризис эпохи глобализации, только бы уточнил: это первый кризис инновационной экономики. И естественно, он поразил страны – мировые лидеры этой сферы. Раньше при подобных проблемах каждая национальная экономика старалась справиться с кризисом в одиночку. Сейчас потери всех будут гораздо большими, если не будет консолидации. Ведь снижение экспорта будет следствием снижения покупательной способности наших контрагентов за границей. Международная финансовая поддержка создаст у всех ощущение большей уверенности в завтрашнем дне.
Глобальные рынки нуждаются в глобальном регулировании. «Регулировщиками» тут выступают международные финансовые институты. Но обычно они служили в основном интересам только развитых стран – главных акционеров. Например, тот же МВФ практически выражает позиции США, Японии и стран Европы. Если вы сравните позицию, например, ООН, обнаружите несомненную разницу. То есть мы сегодня должны изменить функции международных финансовых институтов, их методы работы и добиться, чтобы они защищали общие интересы. В этом смысле мне видится очень перспективной G20, куда вошли и развивающиеся страны. Так что со стороны России выделение 1 млрд $ – не благотворительность. Это усиление институтов, которые могут сдержать кризис.