02.10.2007

Кира Муратова: Предпочитаю черно-белую гамму

<font size="2"><font size="1">Картины Муратовой кинокритики признают шедеврами, но при этом уточняют: &laquo;Кино не для всех&raquo;. Ее творения сначала, как правило, ругают, а спустя годы пишут про них в энциклопедиях</font>&hellip; </font>

Картины Муратовой кинокритики признают шедеврами, но при этом уточняют: «Кино не для всех». Ее творения сначала, как правило, ругают, а спустя годы пишут про них в энциклопедиях…
Свою новую работу «Два в одном» Кира Георгиевна представляла в Сочи на «Кинотавре». Картина странная. Состоит из двух историй. Первую написал муж Муратовой, сценарист, художник-постановщик Евгений Голубенко, – в этой истории по сюжету на сцене вешается актер. И вся свистопляска разворачивается вокруг бренного тела лицедея. А вторую историю Кира Георгиевна сняла по сценарию Ренаты Литвиновой. Она о постаревшем плейбое (Богдан Ступка) с большими заморочками в голове и реальной жизни.


«Ступка никогда со мной не спорит»

– Кира Георгиевна, на премьере картины «Два в одном» вы назвали свой фильм бальзаковским. Почему?
– Потому, что так же пишет Бальзак. Он просто описывает интересующие его нравы, темпераменты, характеры, взаимоотношения, в которые вступают разные человеческие существа. Кого это интересует? Меня.

– Потому, что так же пишет Бальзак. Он просто описывает интересующие его нравы, темпераменты, характеры, взаимоотношения, в которые вступают разные человеческие существа. Кого это интересует? Меня.

– Вы говорили, что можно использовать в работе жизненные обстоятельства актеров. Это именно то, что случилось с Богданом Ступкой и Литвиновой, которые сломали руки на картине?
– Так получилось, что они поломали руки. Я же не планировала травматизма на площадке. Другой бы режиссер сказал, что надо прерывать съемки, но мы подумали, что пускай у нас героиня упала, сломала руку. А Богдан Ступка уже ехал со сломанной рукой. Это пример, как мы не подавляем сложившиеся обстоятельства, а стараемся применить их.

– И Богдан Ступка не возражал против этого?
– Возражает ли он мне? Никогда. Прочитав сценарий, сказал, что наконец получил роль, о которой давно мечтал. На площадке была творческая обстановка, мы все вместе постоянно что-то придумывали для картины.


«Ренату я сделала актрисой»

– Как-то вы сказали, что лучше Ренаты Литвиновой никто не сыграет то, что она пишет. В частности, вторую часть сценария «Два в одном» она написала под себя.
– Литвинова изначально пишет для себя. Она обязательно должна играть в фильмах по своим сценариям, потому что действительно лучше ее никто это не сыграет. Надо только успеть ее снять, пока она находится в нужной для данной роли форме. Всякий бы автор обладал таким актерским талантом! А Рената разнообразна в своих дарованиях – как замечательная актриса, так и пишущий драматург, писатель, прозаик.

– И как вам кажется, на каком поприще она проявляет себя лучше?
– Мне ничего не кажется. Она – дама, приятная во всех отношениях. Ну, она, конечно, не дама, просто в данном случае это выражение очень подходит. Она замечательно многосторонне одарена.

– Как так получилось, что ваш творческий путь совпал с путем Ренаты?
– Да не совпал, я просто сделала ее актрисой. Она снялась у меня в фильме «Увлеченья». А до этого она написала свой сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Я прочитала, и мне понравилось. Встретились мы с Ренатой на международном кинофестивале «Арсенал» в Риге. Я сказала ей, что у нее очень интересный сценарий. Мои вам, дескать, комплименты. А потом увидела: она – человек, которого надо снимать. Интересная внешность, интересная манера говорить. После этой поездки Рената осталась у меня в сознании. И когда я приступила к фильму «Увлеченья», пригласила ее и попыталась сделать из нее главную героиню. Репетировали много. По сценарию главная героиня – циркачка. Но Рената никак не подходила на эту роль. Однако желание снимать ее не пропадало. Тогда мы придумали новый персонаж – подругу циркачки. Ее и сыграла Литвинова. Снявшись в фильме «Увлеченья», она прославилась в тот же миг. Потому что всем очень понравились ее монологи, которые она сама для себя и написала. Рената и как актриса оказалась очень хорошей. Сейчас у нее звездная высота.

– С той поры она сильно изменилась?
– Нет. Только очень похудела. Она тогда была пухленькая, с широкими бровями. Потом она их выщипала, стала сильно курить… То, что в ней есть, настолько цельно изначально и глобально, что не может ее сильно изменить.

– А некоторые считают, что свою манерность она сама себе придумала.
– Знаете, мы всё себе сами придумываем. И она тоже. Человек вообще очень деланое существо.

– Говорят, вы собираетесь снять фильм о двух сиротах?
– Я сейчас этим занята. Идет предподготовительный период.

– Почему вдруг решили снимать кино о детях?
– Прочла сценарий Владимира Зуева, который мне понравился. Когда-то, тысячу лет тому назад, мы хотели с ним что-нибудь снимать, но тогда, в идеологические времена, эти планы не прошли. Вряд ли я заинтересовалась бы этим сценарием раньше. Вот именно после работы над фильмом «Два в одном» он в самый раз. Мелодраматическая история. Голод, холод. Там нет сложных ходов. Все прямолинейно просто. Описываются простые вещи, о которых мы порой не задумываемся. Для всех важно, чтобы было что есть и пить, чтобы было не холодно.

– Там будет трагизм, чья-то смерть?
– Конечно, это будет трагическая история. Брат и сестра. Брат в конце замерзает на морозе.


«Политика – это борьба борьбы с борьбой»

– Вам трудно искать деньги для картин?
– Не знаю, как всем, но мне очень трудно. Это везение. Счастье, если находятся.
(Тут к беседе присоединяется муж Киры Георгиевны Евгений Голубенко.)
– Деньги – дело такое, могут сегодня быть, а завтра закончатся, и картина встанет. На Украине госструктуры с трудом дают деньги на кино… По-разному средства находим.

– Не знаю, как всем, но мне очень трудно. Это везение. Счастье, если находятся.(Тут к беседе присоединяется муж Киры Георгиевны Евгений Голубенко.)– Деньги – дело такое, могут сегодня быть, а завтра закончатся, и картина встанет. На Украине госструктуры с трудом дают деньги на кино… По-разному средства находим.

– Кира Георгиевна, прокатная судьба фильма вам важна?
– Кто прокатывает, сколько копий – я этим не интересуюсь. Я не могу делать ничего, кроме кино. А прокатом занимаются специально обученные люди. Если я в это погружусь, то не буду успевать снимать.

– Сейчас активно развивается женское кино. Как вы к этому относитесь?
– Никак! Развивается – и хорошо. А вы знаете, что во ВГИК на режиссерский факультет ребята не идут. Профессия режиссера стала не настолько престижной, как это было раньше. Раньше-то было: у-у, режиссер! Ну а теперь…

– Вы следите за политической ситуацией на Украине?
– Слежу, но никак не оцениваю. Я политику не понимаю.

Евгений Голубенко: Сейчас счастливая политическая ситуация. Она такова, что нельзя вновь поднять народное волнение. Сейчас уже никто не приведет народ на площадь и никто никого не будет убивать, чтобы поменялась власть.– То есть вам кажется, что очередная «оранжевая революция» уже вряд ли случится?
– Конечно. Эмоции уже не работают.

– А тлетворное влияние Запада?
– Да нет никакого влияния.

Кира Муратова: Мы не компетентны в политике. Вам кажется, что я обо всем могу судить. Но я не обо всем имею мнение.

Евгений Голубенко: Во всяком случае, страна не пострадала от революции.

Кира Муратова: Она сейчас страдает от погоды. Там жуткая жара, которая обязательно отразится на урожае. Вот это проблема. А политика – так это идет борьба борьбы с борьбой.

Евгений Голубенко: Знаете, что было бы красиво в этой ситуации – дуэль. Например, как раньше на Руси. Выходили перед выстроившимися войсками богатыри и сражались один на один. И не проливали зря кровь. Вот если бы два наших главных вышли и сразились, было бы очень умно.


«Я устала улыбаться без конца»

– Кира Георгиевна, как вы относитесь к критике своего творчества?
– Смотря какая критика и какое количество. Если кто-то где-то пишет интересно, мне интересно прочесть. Хотя абы какая критика мне, конечно, неприятна. И в то же время, если очень долго хвалят, я начинаю думать: ну хватит уж. Так было с картиной «Настройщик» (премия «Ника-2005» и другие награды. – Авт.). Я устала улыбаться без конца. Но нынешняя критика несравнима с той, которая была в советские времена. Тогда – одна разгромная статья в «Правде», и ты мог не встать с постели. А сейчас значения для дальнейшей твоей деятельности критика не имеет.

– Важна ли для вас оценка коллег или близких?
– Конечно, важна. Фильм снят, хочется, чтобы его увидело определенное количество людей, мнением которых ты дорожишь и тебе интересно было бы его узнать.

– Чьим мнением вы дорожите?
– Всех моих друзей. Их довольно много, но и мало одновременно. А на то, что и как обо мне пишут, я махнула рукой. Сколько бы ты ни вычитывал и ни правил, все равно напишут по-своему. Устная речь имеет интонацию, а письменная является представлением пишущего.  Бывает, услышат что-то не так. Короче, все это в руках Божьих.

– Вы интересуетесь картинами, которые сейчас снимают?
– Смотрю кино на фестивалях. А кроме того, смотрю на имена, которые мне интересны. Случайные картины тоже бывают.

– К сериалам какое отношение?
– Их же очень много. А когда чего-то очень много, теряется качество.

– Я заметила, что вы предпочитаете черно-белую классическую гамму.
– Да. Я предпочитаю эти цвета.

– А наряжаться любите?
– Люблю, но при моем образе жизни это сложно. По магазинам хожу редко. У меня и времени нет. А когда приходишь, так не бывает, что и выбор есть, и размер мой. С удовольствием наряжалась бы. А вот ходить, искать – это не для меня.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика