03.10.2007

Наталья Быкова: Спасайтесь экстернатом!

.

Мама Димы Быкова (справа)

– Мать, ты обрадована одиннадцатилеткой?
– Нет, и мало кто из коллег, насколько я знаю, обрадовался этому всерьез. Здесь классический случай подобострастия, доведенного до абсурда: сверху спущены тезисы о развитии науки, о недостаточности нынешнего школьного образования, о борьбе с беспризорщиной – и школа призвана все эти проблемы решить. Решать будут, ориентируясь по-прежнему на западный опыт – в Штатах действует даже и двенадцатилетка, когда ребенок приходит в школу пятилетним, а покидает ее в семнадцать. Начальная, средняя и высшая школа – три этапа по четыре года; последний уже в сущности – переходный к институту, и высшее образование в Штатах короче нашего (от двух до четырех лет против наших пяти или шести). То, что наша система образования все более копирует западную, приводит пока только к тому, что мы утрачиваем свои преимущества и перенимаем чужие недостатки: так вышло с ЕГЭ, который в этом году вызвал массу нареканий, так будет и с одиннадцатилеткой. Не думаю, что принятие закона о непременном среднем образовании заставит беспризорных детей устремиться в школу, а нищих обеспечит одеждой, из-за отсутствия которой им не в чем явиться в класс.

– А что, согласно этому закону школьник не может уйти в ПТУ или техникум после девятого класса?
– Как раз может, и более того – предполагается, что при таком трехступенчатом членении школы в высшую будут попадать только те, у кого нет двоек и мало троек. Просто те, кто отсеивается, обязаны продолжать образование в техникуме или ПТУ, а не болтаться на улице. Но техникумы и ПТУ и при конце советской власти были в отвратительном состоянии – не думаю, что ситуация там сильно улучшилась за последние десять лет.

– Меня смущает, что выпускник сразу после одиннадцатого класса обречен будет пойти в армию – если не поступит в институт с первого раза, времени на вторую попытку не будет…
– Это тоже не очень весело, но главное – удерживать за партой взрослого человека я вообще не вижу смысла. Мне приходится общаться с нынешними выпускниками – это люди сформировавшиеся, много взрослее когдатошних вас; почти все они с пятнадцати-шестнадцати лет готовы работать и отвечать за себя, и в школе им элементарно нечего делать. Все эти беды американской системы многократно описаны – получается еще одна отсрочка от жизни, только и всего. Поэтому очень многие школьники уже сегодня предпочитают экстернат.

– А он разрешен?
– Разрешен и даже поощряется. Это идеальный способ сократить себе одиннадцатилетнюю школьную повинность и уже в шестнадцать обрести свободу – либо для продолжения образования, либо для работы. Гораздо грознее другой аспект этого закона, о котором говорится в протесте академиков и преподавателей, поданном Сергею Миронову. Теперь государство будет само выбирать, по каким учебникам учить детей, и запрещать учителю личный выбор в этом вопросе. Мало того что это монополия на сочинение и издание учебной продукции – это уже ничем не отличается от советского подхода, когда концепции спускались сверху! Вот чего надо бояться. А с одиннадцатилеткой как-нибудь справимся.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика