Дома-призраки

От непопулярной точечной застройки столицы московские власти переходят к зачистке престижных районов города целыми кварталами. Людей выселяют в недостроенные дома без документов о праве собственности.

Полковников никто не слышит

В очередную годовщину Победы настроение у сотен московских ветеранов (маршалов, генералов, Героев Советского Союза) отнюдь не праздничное.
Их дома на улице Мосфильмовской в народе прозвали цековскими (или совминовскими): элитные корпуса 70-х годов в 12–14 этажей, отменный желтый кирпич, огромные лоджии и высокие потолки. Вокруг – природоохранная зона с кремлевскими голубыми елями. И до Киевского вокзала, то есть до центра, пять минут езды.
Казалось бы, живи да радуйся. Ветераны и жили. До тех пор, пока несколько месяцев назад Минобороны не перебросило дома на баланс города. А с какой слюной московские чиновники и застройщики смотрят на престижные районы, всем известно.
«Жители наших домов узнали, что готовится актуализация «изменения» Генерального плана Москвы до 2025 г., – написали перед праздником маршалы и генералы Владимиру Путину. – По нему планируется наши дома с 2016 года поставить на реновацию (с заменой жилого фонда) и уплотнить квартал в 5 раз… Предполагаем, что авторы изменений в Генплан вступили в противоправный сговор с коммерческими структурами, цель которых – захват наших домов».
– Документ может быть подписан уже в ближайшие дни, и, согласно ему, на смену точечной застройке приходит более страшная – застройка кварталами, в результате которой Москву уплотнят многократно, – считает член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ почетный адвокат Леонид Ольшанский. – С уплотнением на Мосфильмовской все понятно – будут рубить кремлевские ели, как уже срубили здешнюю каштановую рощу. А реновация означает замену «начинки» в домах с возможной перепланировкой в подъездах и надстройкой мансард. Значит, людей будут выселять, несмотря на все требования оставить их в покое.
Буквально накануне 9 мая жильцы получили ответ на обращение к Путину, пришедший из… префектуры ЗАО Москвы. В нем ветеранам советуют особо не беспокоиться, поскольку план рассчитан на срок до 2025 года (вероятно, в мэрии считают, что до этого времени старая гвардия уже не дотянет), и утешают тем, что дома еще не окончательно попали под снос, а всего лишь могут попасть. Но на Мосфильмовской мало кто сомневается, что, если «могут», попадут непременно. Даже несмотря на то, что цековские дома – это не хрущевские пятиэтажки и не девятиэтажная панель.
– Это просто кощунственные планы, – передает точку зрения всех жильцов генерал-лейтенант в отставке, инвалид 2-й группы Юрий Хворостьянов. – Таких оазисов в Москве, как у нас – по пальцам пересчитать. Мы живем в этих домах со дня их постройки, и они настолько хорошо сохранились, что еще и нас переживут.
– Указанные в обращении дома по техническому состоянию оцениваются удовлетворительно, – пояснили в местной управе. – Однако к концу расчетного срока (к 2025 году) физический износ составит 40–45 процентов, то есть дома перейдут в неудовлетворительное состояние.
Раз так, дома, рассчитанные на 125 лет службы, признают ветхими и аварийными, а маршалам и генералам придется собрать чемоданы и убраться. За ответом на вопрос «куда?» далеко ходить не надо. С Мичуринского проспекта показательное выселение идет уже полным ходом.

Дома-призраки

В пятиэтажке №22/3 по Мичуринскому из всего дома остались в своих квартирах семей двадцать. Остальные сбежали в те две новостройки, на которые им указала мэрия. Не от хорошей жизни сбежали. Сразу, как стало известно о переселении, в доме срезали все кодовые замки, неизвестные стали разбивать окна, прокалывать шины припаркованных авто, взламывать двери и мародерствовать. Хозяйка одной из квартир вообще исчезла, а ее сын был найден в петле.
– А на прошлой неделе к нам прямо во время ужина несколько человек вломились, – сообщила Мария Липатова. – Хорошо, не убили. Мама в милицию заявление носила, да что толку. По документам наш дом уже снесли.
Новостройки, в которые выдавливают москвичей, на самом деле больше напоминают недостройки: оголенные провода у подъездов, лестницы с кривыми ступенями, балконы с дырами, в которые уже упало несколько собак (хорошо, не детей). В двух смежных квартирах удивленные новоселы обнаружили между ванными комнатами щель шириной в руку – как в общественной бане.
И это  еще полбеды. Когда в лужковских новоделах появились первые вынужденные переселенцы, они не смогли приватизировать полученное жилье.
«В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав и обременений на указанный объект отсутствует», – пришел ответ из управления Федеральной регистрационной службы.
То есть из одного дома-призрака (снесенного) людей попросту переселяют в другой (недостроенный).
– У меня муж по командировкам мотается, – поясняет Лидия Попкова. – А вдруг его милиция остановит? Пробьет по базам новую прописку, а дома-то нет.
– Недоделки – это и в самом деле ерунда. Они во всех новостройках встречаются, – вторит ее дочь Наталия. – Но ведь нас выселяют вообще без права собственности. Вместо договора мены, с которым мы можем приватизировать квартиру, нас заставляют подписать договор краткосрочного найма. То есть была у нас собственная квартира, а стала муниципальная.
Мало того что в такой квартире за коммунальные услуги приходится платить вдвойне, так ее еще нельзя продать, наследовать. Одна пожилая женщина, подписавшая договор краткосрочного найма, уже скончалась. Ее взрослый сын теперь остался ни с чем.
Чиновники дают честное слово, что потом они разрешат заменить наем на собственность. Но чего стоит их слово?
– Вот секретный документ, – показывают мне жильцы с Мичуринского, 22. – Распоряжение департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы. Смотрите, дом №8 по улице Столетова, куда нас гонят, находится в городском фонде для социального использования. Квартиры из этого фонда можно получить только без права приватизации.
И что примечательно, в последнее время людей в разных районах Москвы (на проспекте Вернадского, например) все чаще стали выселять, снабдив точно такими же договорами краткосрочного найма, которые фактически лишают бывших владельцев квартир их права на собственное жилье.

Битва за Москву


В общем, точечная застройка столицы все больше превращается в многоточечную.
У ветеранов с Мосфильмовской за плечами уже была одна битва за Москву. Теперь они готовятся к другой.
На этот раз последним рубежом их обороны станут их собственные дома. Как они уже стали для старожилов Мичуринского проспекта и для тысяч других москвичей.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика