18.06.2007

Мигрантов должны заменить россияне

На празднование юбилея миграционной службы, выпавшее на 14 июня, Евгений Чернецов получил особое приглашение. Как-никак в ее рядах Евгений Васильевич провел 11 лет своей трудовой биографии. Да и сейчас в принципе выполняет схожую работу, только уже на посту начальника управления организации трудового обмена комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.

– Евгений Васильевич, если сравнивать, когда у столицы было меньше проблем: в 90-е или сейчас?
– 15 лет назад миграционного законодательства не было вообще, а сейчас законы уже не только существуют, но и меняются в духе времени. Буквально в прошлом году наши законы стали – либеральнее не бывает.
– Чувствую скепсис.
– Подобное послабление, с одной стороны, конечно, хорошо, но с другой стороны, не очень. В чем проблема? У нас со всеми странами СНГ (кроме Грузии) – безвизовый режим. Это означает, что любой желающий может свободно получить разрешение на временное (до трех лет) проживание в России и автоматически право на работу. Сразу после этого он оформляет договор с работодателем и проходит медицинское освидетельствование на предмет выявления особо опасных заболеваний (ВИЧ, гепатиты, туберкулез, сифилис, наркомания), но… По закону только носители ВИЧ подлежат депортации.
– А остальные?
– Остальные должны лечиться. И в этом – первая проблема. Нет, с одной стороны, конечно, хорошо, что у людей есть возможность поправить свое здоровье, но с другой – это накладно для бюджета Москвы.
– И сколько таких хрупких здоровьем мигрантов рвется в столицу России?
– 14 процентов от количества всех приезжающих. Некоторые уезжают, кого-то лечат здесь, но многие больные СПИДом, туберкулезом и гепатитом работают нелегально.
– Вы сказали, что это только одна из проблем…
– Одна из многих. На поиск работы закон отводит мигрантам три месяца – слишком много. Из-за этого в городе ухудшается криминогенная обстановка. По данным ГУВД, около 40 процентов преступлений, совершаемых немосквичами – дело рук соискателей вакансий из стран СНГ.
Но допустим, мигрант здоров и законопослушен. Вот он устроился на работу, отсылает на родину деньги. Там его бывшие соседи смотрят: «А мы что, хуже?» И тоже перебираются в Москву. А число рабочих мест ограничено, как бы велико оно ни казалось.
– Так разве не для того российское правительство ввело квоты на рабочие места для мигрантов, чтобы ограничить приток иностранцев?
– Существующая система квот не работает – она неуклюжая, громоздкая и абсолютно бесполезная. Ведь как образуется квота? Она устанавливается правительством РФ по заявкам субъектов Федерации, которые в свою очередь собирают заявки от работодателей. А теперь посмотрим, что происходит на практике.
В Москве порядка 13 тысяч хозяйствующих субъектов официально привлекают иностранных рабочих. Но на сегодняшний день заявки подали чуть более 400 из них. Во-первых, законодательно они не обязаны это делать. Во-вторых, масса работодателей просто не знают, понадобится ли им в следующем году иностранная рабочая сила, и если понадобится, то в каком количестве. И наконец, такие заявки им просто вредны, поскольку могут привлечь внимание всех проверяющих органов. Потому работодатели их и не подают. Но определять квоту мы все равно обязаны, вот и делаем различные расчеты.
– Может, лучше просто обходить непродуманные постановления Белого дома?
– Мы их не обходим, мы вносим свои предложения. Вносили их и когда готовились либеральные миграционные законы, вносим и сейчас. И к счастью, нас начинают слышать.
– Затея с изгнанием иностранцев с рынков случайно не из числа ваших услышанных предложений?
– Нет, конечно. Мера совершенно бесполезная и непонятно на что направленная. Она не могла достичь нужной цели, так как в стране нет условий для прихода на рынок нашего фермера, нет тех закупочных организаций типа потребкооперации, которые существовали раньше. И полагать, что бабульки, продающие у метро лук, завтра на рынке начнут торговать бананами – абсурд.
– Критиковать легко. А свои рецепты лечения миграционных проблем у вас есть?
– 6 июня на заседании правительства Москвы рассматривался проект принципиально новой среднесрочной целевой миграционной программы на 2008–2010 годы. Так вот, на этот год для Москвы установлены квоты на привлечение 810 тысяч иностранных работников. Программа предусматривает уменьшение их числа в 2010 году до 200 тысяч за счет привлечения в Москву отечественных специалистов.
– Извините, а кто тогда будет улицы подметать?
 – Когда говорят о том, что москвичи – белоручки и не хотят брать в аренду экскаватор-погрузчик в Петербурге, это чистая мифологема. Все дело в заработке. В Швейцарии, например, высокая зарплата, и жители Женевы с удовольствием подметают улицы сами. Просто у нас в стране нет антидемпингового законодательства, которое касается рынка труда. В Израиле, например, зарплата иностранца не должна быть ниже 2000 долларов. Вот и в России зарплата мигранта должна быть не ниже реальной средней зарплаты по отрасли. И тогда работодатель задумается, надо ли ему набирать землекопов из какой-нибудь теплой страны или лучше купить экскаватор.
К тому же, по данным Всемирного банка, увеличение числа работников-иностранцев всего на полпроцента уменьшает зарплату местных работников на один процент. Так нужны ли нам иностранные работники?
Вот мы и стремимся к тому, чтобы постепенно замещать иностранную рабочую силу региональной. Обеспечивать работой следует прежде всего своих.
– Но для «своих» условия жизни должны быть другими. Россияне вряд ли смогут, подобно таджикам, ютиться в одной комнате вдесятером.
– В своей программе правительство Москвы и это учло. Мы выступаем за то, чтобы создавать временные гостиницы упрощенного типа. Новое жилье должно представлять собой модульный городок с жилым, санитарным, пищевым блоками, пунктом охраны порядка, гостиничным блоком для приезжающих родственников. Уверяю, россияне в подобных гостиницах будут жить: здесь человеческие условия и недорого.
Надо только, чтобы в столицу стекались не те, кто только и умеет, что метлой махать. Городу нужна не дешевая неквалифицированная рабочая сила, а подготовленные профессионалы. Для таких мы создадим миграционный терминал. Хотим, чтобы под одной крышей в нем были собраны все ведомства и организации, которые необходимо пройти соискателю, чтобы реально получить в Москве работу. Там протестируют его на профпригодность, там он пройдет медобследование, напишет заявку на разрешение на работу, встанет на миграционный учет, ознакомится с банком вакансий и подыщет рабочее место, получит направление в гостиницу упрощенного типа и ИНН. Человек только приехал и в течение одного дня в режиме «одного окна» смог решить все проблемы. Ему хорошо, а городу спокойно.
Но дело не только в нуждах города. Недавно мэр Москвы Юрий Лужков обратился с письмом к президенту о необходимости государственной миграционной программы. Его услышали. Были даны соответствующие поручения председателю правительства, министру внутренних дел и прочим чиновникам. Свою программу мы рассматриваем в качестве пилотного проекта, который поможет создать программу федеральную. Ведь то, что нужно Москве, нужно и России. И соответственно наоборот.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика