Родня Димки Медведева
В небольшом белгородском райцентре Алексеевка говорят: «У нас чуть не каждый второй – родственник президента». Местные краеведы составляют родословную семьи Дмитрия Медведева, а в музее 1-й алексеевской школы открыли стенд, посвященный матери главы государства.
Медвежий угол
– У нас тут такой медвежий угол, – извиняются жители города Алексеевка Белгородской области, намекая на транспортную удаленность от двух областных центров – Воронежа и Белгорода. Теперь это словосочетание обретает новый и даже положительный смысл: этот небольшой город на Белгородчине тесно связан с корнями семьи президента Дмитрия Медведева.
Алексеевка – маленький аккуратный городок, скверики с ровной плиткой, дороги с вполне приличным асфальтом…
– Все это у нас было и до президентских выборов! – упреждают любые домыслы алексеевцы. Но от высокопоставленного родственника тоже не отказываются – наоборот, ждут в гости.
– Нам сказали, что в администрацию президента нужно выслать вот такенное обоснование, – раздвигает пальцами воздух один местный чиновник. – Например, посещение промышленных предприятий Белгорода, и потом заезд в Алексеевку на 200-летие местного храма. Только после этого, может быть, нас включат в программу визитов президента.
Не исключаю, что какой-нибудь отдел администрации, может, и работает уже над такой программой. Тем более что в 40-тысячной Алексеевке аж три красивых храма, а в местных школах в порядке эксперимента уже ввели урок «основы православной культуры». И хоть школьники и учителя не в восторге от новшества в учебной программе, вера в то, что именно по этой линии к ним может приехать в гости высокопоставленный земляк, прощает всё.
Алексеевка знаменита не только тем, что дала начало президентскому роду. Раз в 100 лет на этой земле обязательно происходит что-то знаменательное. Например, в годы войны именно здесь проходила героическая Курская дуга. А еще раньше именно алексеевский крестьянин Бокарев научился давить подсолнечное масло, чем обогатил своих хозяев, хотя сам до конца жизни так и проходил в крепостных.
В одном из интервью Дмитрий Медведев рассказал, что представляет Алексеевку по рассказам своей бабушки: «Посередине – речка, а по берегам – меловые горы».
Бабушка была портнихой, а дед – санитаром
Главный туристический объект Алексеевки находится сразу за единственной городской гостиницей «Тихая сосна». Дом, где родились и жили ближайшие родственники президента Дмитрия Медведева – мама, тетя, бабушка, дедушка.
Мимо точно не пройдешь. Во-первых, новые хозяева покрасили исторический дом в оптимистический солнечно-желтый цвет. Во-вторых, весь город зовет этот небольшой домик, влипший в середину квартала, не иначе как поместьем или усадьбой Медведевых – Шапошниковых (мама президента Юлия Вениаминовна до замужества была, как и вся ее семья, Шапошникова). А громким словом «поместье» здесь принято называть любое строение с четырьмя стенами и крышей. Новые хозяева купили дом еще в 70-е годы, отремонтировали его, и теперь, можно сказать, «медведевского» в нем не осталось ничего.
Зато, если хорошо порыться на чердаках и в сундуках соседей, может, что-то и удастся найти. Дело в том, что бабушка президента Меланья Васильевна была отличной портнихой и в трудные послевоенные годы шила на заказ для многих алексеевских модниц. Сам Медведев в одном из интервью рассказывал, что первые джинсы ему сшила бабушка.
– У тети Мили, как мы ее называли, были журналы, из которых она брала выкройки, – рассказывает соседка Шапошниковых Галина Гонтаренко. – Она хорошо шила, и фасоны у нее все были такие романтические – кокетка, складки, оборки. Она мне сшила мое первое детское пальтишко – во время войны Алексеевку оккупировали то венгры, то немцы, то итальянцы, а когда в 1942 году их выбили наши войска, они бежали и бросили все свое обмундирование. Его потом раздавали по Алексеевке – времена-то были тяжелые. Мне достался военный китель, из которого тетя Миля и сшила мне пальто. И дочек своих она обшивала, как куколок.
Из-за этих необычных нарядов в Алексеевке до сих пор ходит заблуждение по поводу «богатства» семьи Шапошниковых.
– Сестры-близнецы Юля и Сима Шапошниковы (соответственно мама и тетя Дмитрия Медведева. – Р. А.) поступили ко мне в пятый класс, – до сих пор помнит события начала 1950-х годов классный руководитель Тамара Гончарова. – Они, конечно, выделялись из всех. Одеты были в юбочки и матроски, которые тогда были в моде, и в соломенные шляпки с ленточками. Трудно было не заметить. Одевались они хорошо, и все думали, что их родители обеспеченные люди. А когда я пришла к ним домой, увидела, что жили они очень бедно – как и все тогда. Две малюсенькие комнатки в половине дома, а его вторую часть занимали, кажется, родственники.
Меланья Васильевна была домохозяйкой и шила на дому, а ее муж Вениамин Шапошников (дед Дмитрия Медведева) работал в санитарной службе на железной дороге. В 1939 году у них родились дочери-близняшки. Юля (мама президента) считается младшей, а Сима – старшей.
– В детстве они, как все близнецы, пользовались своим внешним сходством, – рассказала Галина Гонтаренко. – Друг за друга были горой. Если одной ставили оценку пониже, вторая шла за нее просить: переспросите ее еще раз, она не хуже меня знает. А было даже, местами менялись на уроках, если одна лучше знала предмет. Но мы, дети, тогда приноровились. Чтобы сестры не хитрили, например, при игре в прятки, мы тихонько мазали ладошку мелом и прикладывали к спине одной из них. По этой метке мы их и различали.
– У Юли характер был более мягкий, а у Симы пожестче, – припомнила Тамара Гончарова. – Но учились обе хорошо, школу закончили с золотыми медалями. Об этом даже сохранилась заметка в районной газете за 1955 год.
– По физкультуре у них все-таки были тройки, но тогда это никак не влияло на медали, – уточняет историк 1-й школы и хранительница школьного музея Лидия Бакай.
– Симе страшно не нравилось ее имя – Серафима, старомодным, что ли, оно ей казалось, – припоминает Галина Гонтаренко. – И то ли в 10-м классе, то ли сразу после школы она его поменяла на Елену. Сейчас ее все знают как Елену. А мы до сих пор помним как Симу.
«Мы его угощали сгущенкой»
Сестер Шапошниковых до сих пор в Алексеевке вспоминают как «тургеневских девушек» – по стилю одежды и поведению.
– Хотя на танцы, как и все мы, ходили, – рассказывает Галина Гонтаренко. – Тогда для нас было нормальным сэкономить на обеде, чтобы вечером пойти на танцы. По всей улице на заборах сушились парусиновые тапочки, мы их стирали, а потом натирали мелом.
Привлекательные и неприступные, сестры Шапошниковы нравились сверстникам. Но времени на ухажеров не тратили. Ровесницы вспомнили только одного парня, который провожал Юлю и Симу до дома, – первый красавец Алексеевки, учащийся мореходного училища Анатолий Касьянов.
– Высокий, в красивой форме – на него многие девушки заглядывались, но мы так и не поняли, кому из сестер он отдавал предпочтение, с танцев они возвращались втроем, – припомнила сверстница Шапошниковых. – Но куда он потом делся, мы не знаем, а сами сестры уехали в Воронеж.
Еще со школы Сима и Юля Шапошниковы увлекались кино, ходили в местный драмкружок и даже играли главные роли в постановках. Составитель «женской линии» родословной президента, главный редактор местной газеты «Заря» Анатолий Кряженков, раздобыл в недрах архивов характеристики на сестер, которые были подготовлены для поступления в ГИТИС. Почему близнецам не удалось поступить в театральный институт – неизвестно, но зато сестры-медалистки легко и без экзаменов были зачислены на филфак Воронежского госуниверситета. Иногородним студенткам приходилось нелегко – жили в общежитии, а в архиве ВГУ до сих пор хранятся их заявления с просьбой начислить стипендию в связи с трудным материальным положением.
После окончания университета Юлия поступила в аспирантуру и по учебной надобности поехала поработать в одну из библиотек Ленинграда. Здесь она встретила доцента политехнического института Анатолия Медведева, вышла за него замуж, в семье родился сын Дмитрий, который в 2008 году стал президентом России. В одном из интервью он рассказывал, как приходил к маме на работу (она водила экскурсии по Северной столице) и гордился тем, как все внимательно слушают его маму.
– Когда мы приезжали к Юле погостить в Ленинград, Дима все бегал туда-сюда – то в школу, то во двор, то еще на какие-то занятия, – рассказала мне жительница Алексеевки Александра Петровна, жена дяди Юлии Вениаминовны. – Помню, прибегал, все спрашивал: а сладенького ничего нет? Мы его сгущенкой угощали.
К тетке – в Майами
Родная тетя президента Елена (Серафима) Шапошникова после университета уехала на Север работать в многотиражке, потом – редактором в литературно-драматической редакции на архангельском и мурманском телевидении. Известно, что после нескольких лет северной закалки Елена вернулась в Воронеж, уже будучи беременной сыном Артемом. Его отец был военным летчиком и погиб еще до рождения ребенка. Об этом сама Елена Вениаминовна рассказала на пресс-конференции для воронежских журналистов. Встреча была посвящена выходу книги, которую написала Елена Вениаминовна, – эзотерически-философского двухтомника для детей «Тайна времени, или Весть хрустального терафима». Те, кто держал книгу в руках, назвали ее «русским Гарри Поттером» – с путешествиями во времени, инопланетными мирами и другими необъяснимыми вещами.
Родная тетя президента Елена (Серафима) Шапошникова после университета уехала на Север работать в многотиражке, потом – редактором в литературно-драматической редакции на архангельском и мурманском телевидении. Известно, что после нескольких лет северной закалки Елена вернулась в Воронеж, уже будучи беременной сыном Артемом. Его отец был военным летчиком и погиб еще до рождения ребенка. Об этом сама Елена Вениаминовна рассказала на пресс-конференции для воронежских журналистов. Встреча была посвящена выходу книги, которую написала Елена Вениаминовна, – эзотерически-философского двухтомника для детей «Тайна времени, или Весть хрустального терафима». Те, кто держал книгу в руках, назвали ее «русским Гарри Поттером» – с путешествиями во времени, инопланетными мирами и другими необъяснимыми вещами.
о журналистов, конечно, интересовали не столько вымышленные герои, сколько подробности из жизни известного реального персонажа.
– Мы часто гуляли с маленьким племянником Димой во дворе нашего дома по улице Домостроителей, – пояснила тогда Елена Вениаминовна воронежским журналистам. – Как-то соседи спросили мальчика, как его зовут, и Дима гордо так ответил: «Дмитрий Анатольевич Медведев!» А было ему всего два годика… Как-то мы вместе с маленькими Димой и Артемкой гуляли по лугу в Веневитиново (университетская база отдыха. – Р. А.). Мой сын увидел жука, наклонился, хотел взять его в руки, а Дима говорит: «Не трогай! Это вонючкус испускунус!» Уже тогда он пытался ввести научную терминологию… А когда мой сын Артемка научился говорить, я решила отправить его с родственниками в Ленинград. Посадила их на поезд, а Юля их там встретила. А поскольку мы с сестрой совершенно одинаковые, сын перепутал и стал называть ее мамой. Дмитрий, который тоже встречал двоюродного брата на вокзале, приревновал и говорит: «Она тебе не мама, а тетя Юля!»
Сегодня Елена Вениаминовна живет на две страны – Россию и Америку, где она уже несколько лет проводит зиму. В Воронеже у нее небольшая квартира на улице Домостроителей – семье дали ее еще много лет назад.
За океаном у нее тоже есть жилье – в любимом и россиянами, и американцами Майами. Знакомые семьи говорят, что Елена Вениаминовна проживает там в трехкомнатной квартире на 18-м этаже многоквартирного дома практически на берегу океана. Квартиру купил сын Артем, который уже много лет живет в Америке.
Американский кузен
Двоюродному брату Дмитрия Медведева – Артему Шапошникову сейчас 39 лет (он на 4 года младше брата-президента). В Штаты он попал сразу после окончания университета.
– Он был хорошим студентом – учился на «отлично», держался скромно, мало с кем общался и за девочками особенно не бегал, – рассказал зав-кафедрой теоретической физики физического факультета Воронежского госуниверситета Игорь Копытин. – Но его увлекала не столько физика, сколько кибернетика. На последнем курсе он придумал компьютерное решение для игры го (китайский аналог шашек) и выиграл всесоюзную олимпиаду, был приглашен, кажется, в Нидерланды, на Всемирную компьютерную олимпиаду, и там снова победил. После этого ему поступило предложение работы, насколько я в курсе, от Билла Гейтса. Но не от самого, конечно, а от компании «Майкрософт».
– Артем со мной посоветовался, – вспомнил научный руководитель Шапошникова Николай Манаков. – У нас тогда было негде учиться компьютерным наукам, и я ему сказал: в Штатах в этой сфере у тебя больше шансов.
В университете говорят, что Артем Шапошников недолго размышлял – продал за 1000 долларов свой приз Всемирной олимпиады – 386-й «Пентиум» – по тем временам самый современный компьютер (понятно, что во fallout 3 прохождение на нем не поиграешь) – и уехал в США. Его ныне высокопоставленный брат тогда закончил аспирантуру и только начал преподавать на юрфаке Ленинградского университета.
Американская карьера развивалась неплохо: «Майкрософт» – университет Майами – крупная компьютерная фирма. В Воронеже Артем Шапошников последний раз был этим летом, заехал и в альма-матер. Как поняли из объяснений неразговорчивого американского профессора бывшие коллеги, в Россию его привели бумажные формальности – что-то вроде проблем с визой для жены. Супругу Артем патриотично нашел в России, и как говорят, на одном из сайтов знакомств. Сейчас у супругов уже есть маленькая дочь – двоюродную племянницу президента назвали интернациональным именем Александра.
Сам Артем (в Америке – Арт) Шапошников, которому «Собеседник» дозвонился в США, отказался отвечать на вопросы, чисто по-американски сославшись на «прайвеси» (неприкосновенность частной жизни), к которому за годы жизни за океаном привык, а к своему новому статусу родственника президента, видимо, еще нет. Неизвестно, помог ли Медведев своему кузену уладить проблемы с визой, но то, что Дмитрий Анатольевич, по его собственным признаниям, проводит много времени за компьютером и в Интернете, наверняка не обошлось без влияния младшего брата.
Теперь вы – родственники президента
…Сестры Шапошниковы больше никогда не возвращались в Алексеевку, и повода вспоминать о них не было. До президентских выборов. Во время предвыборной кампании в домах многих алексеевцев звонил телефон. Говорили, что из местной администрации.
– А вы знаете, что кандидат в президенты – ваш родственник? (Многие, особенно, кто помоложе, на самом деле этого не знали. – Р. А.) Имейте в виду, теперь к вам могут обращаться и журналисты, и просто любопытные.
Под обзвон попали родственники президента даже в третьем и четвертом колене, которых в Алексеевке много. Шапошниковы – самая распространенная здесь фамилия. Кассир парикмахерской Галина, распространитель продукции из меда Вера, полуглухая пенсионерка Александра Петровна… Теперь они мечтают увидеть своего родственника не по ТВ, а в жизни.