Партизанский маркетинг

Кризис кризисом, а ведущие политики и общественные деятели вовсю продолжают демонстрировать любовь к дорогим цацкам.

Часы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые журналисты углядели на его запястье во время визита на Украину, обсуждались дольше и громче, чем результаты самого визита. Православный иерарх и глава не самой богатой в мире паствы продемонстрировал терпимость к роскошным хронометрам «Брегет» из белого золота с ремешком из крокодиловой кожи. Российские общественные деятели и политики, несмотря на кризис, своих вкусов не изменили – им нравятся самые дорогие бренды. И притяжение это, как выяснил «Собеседник», взаимное.

Поутру надев часы

Если взять российского политика «до» и «после» прихода во власть, можно найти не один десяток отличий. Владимир Путин, говорят, питал пристрастие к галстукам в розочку, Дмитрий Медведев еще на заседания правления Газпрома ходил в черных ботинках, синем костюме, красном галстуке и с коричневым ремнем. Их нынешняя «униформа» – костюмы самой дорогой в мире марки мужской одежды – «Бриони» стоят 2–5 тыс. $, а сшитые на заказ – до 30 тыс. $. Портной главного конкурента «Бриони» – «Китона» даже специально приезжал в Москву, чтобы снять мерки со своих основных клиентов, первым номером среди которых числился Владимир Путин.

Отсчитывать свое драгоценное время во власти у политиков принято по брендовым часам. Путин любит часы от «Патек Филипп», а Дмитрий Медведев с супругой предпочитают хронометры «Брегет» из той же ценовой категории – около 60 тыс. долларов.

– В мировой политике есть два разных подхода. Один – условно «американский». Пример – Джордж Буш с его часами за 30 $ или Барак Обама с его походами в дешевые заведения фастфуда. И другой подход, характерный для нас, – стильность и дороговизна образов. Путину и Медведеву не нужно создавать образ «своего парня» – их устойчивость во власти мало зависит от обожания широких электоральных масс. Тем более у народа не так много шансов узнать о дорогих аксессуарах политиков – по Центральному телевидению это не покажут, а если где и мелькнет, работяга из Ярославля вряд ли поймет, что это за часы и тем более сколько они стоят. А те, кто действительно поймет – политбомонд и бизнес-круги, явно не сочтут это зазорным, – считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.

Лучший твой подарочек


В Московской патриархии сделали заявление: часы Патриарху были подарены, и он «с присущим ему христианским смирением» (цитата «говорящей головы РПЦ» Андрея Кураева) подарок принял и теперь носит. Как сделать подарок одному из первых лиц страны?

– Внутри администрации президента работает целое направление, которое занимается этим. Мало кто имеет «доступ к телу» непосредственно Медведева или Путина, но вокруг них есть большое количество людей, которые могут передать подарок, заинтересовать президента или премьера чем-то.

– Когда только Путин избрался президентом, среди продавцов спортинвентаря почему-то распространилось мнение, что главе государства нужно обязательно подарить пару хороших лыж. Видимо, этот запас не иссяк до сих пор, судя по тому, что Путин появляется все время на разных лыжах, а некоторые охотно раздаривает – одну из пар он дарил Михаилу Касьянову, но политик, по-моему, так ею и не воспользовался, – рассказал «Собеседнику» заместитель генерального директора компании по продаже спортинвентаря «Кант» Максим Виноградов. – Но надо сказать, что в подарках, даже дорогих, наши политики уже не нуждаются. Они всё могут себе купить – люди не бедные. Сами за покупками, конечно, не поедут, но могут отправить, например, шофера. К нам на прошлой неделе приезжал такой. Покупал, как ни странно, велосипед. Правда, дорогой – с моторчиком, ценой за 2,5 тыс. евро. Этот покупатель еще все выпытывал, как быстро – на случай поломки – мы сможем организовать ремонт.

Реклама – двигатель политики?


– Высших чиновников не стоит подозревать в участии в каких-то рекламных акциях, – считает Павел Салин. – Скорее это недосмотр имиджмейкеров. И политики всегда стараются дистанцироваться от рекламы товаров.

Например, в начале своей президентской карьеры Дмитрий Медведев появился на экранах сидящим за компьютером фирмы Apple. После того как все это отметили, ошибка была исправлена – все лейблы с компьютера исчезли.

– Такие появления на фоне определенных товаров могут носить и случайный характер. Но в некоторых случаях это может быть способом заработка – по крайней мере, на более низком уровне такие вещи практикуются и называются английским словом «плейсмент». Такое «случайное» появление, например, на ТВ может стоить заказчику от нескольких десятков до нескольких сот тысяч долларов, – рассказал эксперт, пожелавший остаться анонимным.

– Интерес к товару, которым пользуются первые лица, конечно, возрастает, – поделился с «Собеседником» Максим Виноградов. – Но производители не могут использовать это как прямую рекламу. Здесь в действие идет «партизанский маркетинг». К примеру, фото губернатора Матвиенко на велосипеде определенной марки, но акцент делается на здоровом образе жизни, а не на бренде – его и так видно.

Иногда специалистам удается «прочитать» историю появления бренда на политике: например теплая красная куртка Salewa, в которой Путин появился несколько раз – из партии, которая была закуплена для нужд МЧС. Понятно, кто заботливо «укутал» чиновника перед выходом на мороз.

В московском ресторане «Экспедиция», где Путин, Медведев, Грызлов и Миронов отмечали избрание Дмитрия Медведева президентом, сразу после их визита в меню появилась закуска «Президентская» – точный набор блюд, которые отведали высокие гости. Все позиции меню – исконно русские рыбы северных морей, традиционные закуски и ягодный морс. Не очень русская получилась только цена – 6000 рублей только за холодные закуски. Неудивительно, что неудачная реклама быстро исчезла из меню. Другой пример – широко разрекламированный факт, что Владимир Путин купил «Ниву». И хотя понятно, что если ВВП и ездит на «отечественном внедорожнике», то редко, все равно недорогой и «наш» бренд оказался президенту «к лицу».

Цена вопроса

«Меню потребления» высших чиновников хоть и не афишируется, но и страшной военной тайной тоже не является. Кто хочет, может равняться. Вошла же в определенных кругах в моду путинская привычка носить часы на правой руке. Но если посчитать, зарплаты, даже президентской (около 240 тыс. рублей) и премьерской (около 200 тыс. рублей), на все эти дорогостоящие штучки не хватит.

– Большая часть этих закупок хоть и не афишируется, но скорее всего делается на официальной и законной основе, то есть из бюджетных средств, – пояснила «Собеседнику» заместитель генерального директора Центра политической информации Анна Лунева.

В нашем федеральном бюджете есть строка «Функционирование главы государства», которая составляет 6,5 млрд рублей, из них непосредственно на президента тратится 26 млн рублей, остальное – на содержание его окружения – администрации президента, Управления делами, полпредов. Так что президент, так же как и премьер, политики и общественные деятели, у нас не бедный. В отличие от страны.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика