08.10.2007

Ленинбренд – это не бред

Огромную пользу и прибыток могла бы принести фамилия вождя пролетариата отечеству, не разбрасывайся мы по недомыслию столь раскрученным именем.

Огромную пользу и прибыток могла бы принести фамилия вождя пролетариата отечеству, не разбрасывайся мы по недомыслию столь раскрученным именем.

Его портреты везде – от США до Камбоджи

У России не так много брендов мирового значения. Водка–балалайка–спутник–перестройка – имена нарицательные. Рус Иван–Толстой–Достоевский –Солженицын–Гагарин–Горби–Ленин – собственные. Остальные в смысле популярности отстали давно и безнадежно. Даже Сталин, чьи собрания сочинений и усатые профили давно уже не украшают офисы коммунистических партий. Зато цитатник Ленина, его портрет, бандану с его изображением или майку с цитатой вы легко найдете в партизанской хижине, в студенческом кампусе или в спальне левака. У великой британской юмористки Сью Таунсенд портрет Ленина висит над изголовьем. Аналогичный портрет видел я на одной из кафедр русской славистики в США, в скромной камбоджийской хижине и в трехметровой кубинской кухоньке.
Ленин – олицетворение вековой мечты человечества – благополучно пережил свое детище, скомпрометировавшее все его идеи, и продолжает звать пролетариат к новым Советским Союзам, потому что капитализм ничуть не лучше. Ленина уважают арабские террористы, палестинские фанатики, еврейские националисты и русские социалисты. И если в России большая часть ленинских топонимов благополучно переименована в перестроечном угаре, то в одной Франции имя Ленина носит 22 улицы. И ничего, не переименовывают, уважают историю со всеми ее трагедиями и ошибками.
В Латинской Америке именем Ленина вовсю называют детей: я уж не говорю о прославленном и ужасном террористе Ильиче Санчесе Рамиресе, но пресс-секретаря президента Эквадора зовут Ленин Рамиро, а бывшего советника экс-президента Фухимори (Перу) по безопасности величают вообще Владимир Ильич Ленин Торрес. Владимир Ильич Ленин – имя, а Торрес – фамилия.
Улицы Ленина есть во всех без исключения латиноамериканских и в большинстве европейских стран, его чтут в Финляндии (он дал ей независимость), и даже в Польше – за то же самое – к нему относятся несколько лучше, чем к прочим русским. Я уж не говорю о Турции, где футболки и значки с Лениным продаются в центре Стамбула, а диски с революционными песнями украшаются его же профилем: коммунисты в Турции крайне популярны.

Кукла Ильича могла бы затмить и Горби, и Барби
Будь у нас широкий выбор – имело бы смысл раскручивать более нейтральный бренд. Но русских, знаменитых во всем мире, не так много. Каких бы преступлений ни творил российский народ от имени Ильича – он далеко не Гитлер, хотя современные либералы всех мастей не прекращают попыток уравнять их. Более того, даже Сталина я не советовал бы уравнивать с Шикльгрубером. А уж Ленина со Сталиным – и подавно. После перестройки, сильно зомбировавшей внушаемую часть российского населения, становится понятно наконец, что перепихивать на Ленина всю ответственность за родное зверство несколько, что ли, нечестно. Никто не призывает делать из него почетного святого и великомученика, как в советские времена. Имидж вождя можно использовать по-разному: уж если кукла Горби пользовалась феерической популярностью во всем мире – кукла Ленин, картаво говорящая «Товагищи!» и делающая ручкой, могла бы затмить не только Горби, но и Барби. Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Есть в истории фигуры, над которыми смеяться нельзя: абсолютные святые и беспримесные злодеи. Но Ленин, к счастью, не принадлежит к их числу. Еще Горький замечал, что он смешной.
В 1970 году, когда к столетию вождя гуляла вакханалия переименований и торжеств, существовал анекдот о том, чем советская промышленность ответит на юбилей самого человечного. Предлагался одеколон «Дух Ильича», мыло «По ленинским местам», часы-броневик, из люка которого выскакивал Ленин с протянутой рукой: «Ку-ку, товагищи, ку-ку!», и как апофеоз народного юмора – трехспальная кровать «Ленин с нами».
Думаю, что независимо от личного отношения к вождю пролетариата коктейль «Ленин» по соответствующему рецепту мог бы пользоваться популярностью во всем мире – никак не меньшей, чем Молотов-коктейль. Общеизвестно, что Ленин любил светлое пиво, – и пиво «Ленин» украсило бы прилавки не только в России, но и за ее пределами. Кепка-«ленинка» звучит гораздо лучше, чем «восьмиклинка». Ленин обожал охоту – и охотничьи сапоги «Ленинский путь», ружье «Наша цель – ленинизм» или охотничий костюм «Весна в Шушенском» смотрелись бы ничуть не хуже, чем «Горка» или «Зима в городе».
Что касается сноса ленинских статуй – это, конечно, несусветная глупость (по этой логике с крушением кровавого фараоновского режима в Египте стоило бы снести пирамиды), но что уж точно могло бы поднять нашу сувенирную промышленность – так это выпуск разнообразных железных, стеклянных и пластмассовых Лениных на броневиках, трибунах или под бревном. Они могли бы быть разные, но предпочтительно забавные, можно говорящие, если подавить на пузо.

Надо свезти в Ульяновск все памятники земляка...
Одно время в раскручивании ленинбренда вроде бы наметился прорыв – власти Ульяновска, губернатор Сергей Морозов и мэр Сергей Ермаков, приняли решение сделать бывший Симбирск столицей всемирной ленинианы. В самом деле, в этом городе с ленинских времен осталось несколько крупнейших в мире музеев, систематически (в том числе и сегодня) ведутся научные разыскания о детстве и родословной вождя, а ленинский мемориал на берегу Волги представляется архитектурным шедевром даже тем, кто самого Ленина желал бы забыть, как Герострата. В Ульяновске решили было даже устроить парк скульптур под открытым небом, собрав здесь всех Лениных, которых выгнали из прочих городов: идея ответственная и в чем-то гуманная. Правда, сейчас с этим затормозилось – Лениных перестали сносить и вообще не очень понимают, как к нему относиться на новом этапе. Одно время здесь нашли выход – как и с комплексом в Шушенском, из которого сотворили Музей крестьянского быта: весь район, где стоял домик Ульяновых, превратили в заповедник Симбирска образца семидесятых годов. Но кому интересен провинциальный Симбирск как таковой?

...и снять хороший боевик о вожде
Ленин – один из самых модных российских брендов за границей, хотим мы того или нет, и уж разнообразная одежда с ленинской символикой – при правильном и остроумном дизайне – уходила бы за границу со свистом. Это тоже была бы пропаганда нашего образа жизни – нашей отваги в мечтательстве и безоглядности в разрушении. Снять же хороший боевик о Ленине-подпольщике, уходящем от слежки или организующем экспроприации,  пора уже давно, благо информации хватает. Штирлиц бы отдохнул.
Вы скажете: но ведь это пропаганда диктатора, принесшего нашему народу неисчислимые бедствия! А я отвечу: во-первых, на этот счет есть разные мнения. Но, во-вторых, даже если принять ваше, – в случае изготовления куклы Ленина или сувенира Ленина мы уж точно уйдем от своего прошлого дальше, чем если и впредь будем делать вид, что никакого Ленина не было.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика