08.10.2007

Александр Лебедев: Я писал заявление в милицию на Фрадкова

Премьер-министра Верховный суд обязал лично отвечать на депутатские запросы

Премьер-министра Михаила Фрадкова Верховный суд обязал лично отвечать на депутатские запросы. Депутат ГД от фракции «Единая Россия» Александр Лебедев выиграл суд против правительства РФ. О непростых взаимоотношениях депутатов и министров Александр Евгеньевич рассказал «Собеседнику».

– Ответчик – правительство РФ, а вы победили. Помогла фракционная принадлежность?
– «Единая Россия» здесь совершенно ни при чем. В этой тяжбе меня неформально поддерживали депутаты из всех фракций Госдумы и Совет Федерации во главе с Сергеем Мироновым. Аппарат правительства  незаконно присвоил себе полномочия и исказил закон о статусе депутата ГД и члена СФ. По закону ответ на запрос дается тем должностным лицом, кому он направлен. То есть если я посылаю запрос премьер-министру, то ответить мне должен Михаил Фрадков, а если он в отпуске или на больничном – тот, кто его замещает.
– Какая разница, кто ответит на депутатский запрос: клерк профильного министра или чиновник из аппарата премьера?
– Я, конечно, понимаю, что, даже если запрос подписан премьер-министром, это не значит, что он сам этот ответ готовил. Но подпись под документом означает ответственность за его содержание. Это означает, что глава правительства по крайней мере в курсе проблемы. А в регламенте правительства написано, что если запрос направлен главе правительства или его замам, то аппарат Белого дома его даже не показывает адресатам (видимо, чтобы не нервировать), а переправляет в профильные ведомства, которые отвечают депутатам. Причем даже необязательно, чтобы ответ давал руководитель. То есть по этой логике я пишу запрос Фрадкову, а отвечает мне какой-нибудь вахтер из федерального агентства по рогам и копытам. Это влечет за собой и нарушение сроков, и отписки.
– А как к вашей логике в суде отнесся ответчик?
– Самое смешное, что в ходе процесса полномочный представитель правительства Михаил Барщевский просил не рассматривать мой иск, так как он якобы «нарушает конституционный баланс властей», увеличивая парламентский контроль за чиновниками! Я свою победу в Верховном суде как раз и рассматриваю как первый шаг к восстановлению нормального баланса, чтобы законодательная власть была реальной властью. У нас сейчас в этом плане ситуация совершенно ненормальная – 95% законов вносится правительством, без его заключения депутатские законопроекты даже не рассматриваются. По сути, наши запросы – это единственная более-менее эффективная форма работы депутата с исполнительной властью. Это не мы должны бегать за ними, упрашивая дать заключение или отзыв, а они должны быть заинтересованы в том, чтобы их мнение учитывалось при принятии законов.
Депутат пишет запрос, и ему обязаны в 30-дневный срок ответить по существу. Эти сроки постоянно нарушаются. Я, кстати, даже как-то написал заявление в милицию, требуя привлечь Фрадкова Михаила Ефимовича к административной ответственности. После этого сроки ответов на мои запросы более-менее соблюдаются.
– Согласитесь, ваши коллеги нередко посылают совершенно популистские запросы. Народу-то что с того?
– Среди запросов, которые посылают депутаты, конечно, хватает всяких пустых вопросов или лоббистских тем. Эту проблему надо решать на межпартийном и межфракционном уровне, именно депутатские запросы помогают решить важные проблемы или получить важную информацию. Порой это может изменить судьбы людей – должностные лица, сотрудники правоохранительных органов не могут взять и отмахнуться от того, что им пишет депутат. Чиновники должны работать, они должны отчитываться перед законодателями. В противном случае зачем нам вообще парламент?

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика