Лев Ландау – гений или маньяк?

В ближайшее время на «Первом канале» состоится премьера фильма «Мой муж – гений» о легендарном физике Льве Ландау. Скандал вокруг него разгорелся уже сейчас: некоторые коллеги ученого требуют запретить показ «этой похабщины».

Дискуссия, имевшая место на записи программы «Закрытый показ», в рамках которой и запланирована демонстрация драмы, вышла далеко за пределы студии. В основе ленты лежит книга воспоминаний вдовы академика Коры Ландау-Дробанцевой «Как мы жили». В свое время мемуары, раскрывающие подробности богатой на события личной жизни нобелевского лауреата, тоже вызывали бурную реакцию. Известно, что некоторые из коллег Ландау даже пытались уничтожить книгу еще на стадии рукописи. Тогда это не удалось. Да и сейчас запретить экранизацию воспоминаний вряд ли у кого-нибудь получится.

Капица «против»

Создатели фильма утверждают, что руководствовались исключительно «любовью и уважением к Ландау» и цели преследовали самые благие. Хотели рассказать о «гениальном ученом (его роль исполняет актер Даниил Спиваковский), сумевшем в эпоху «развитого социализма» жить, сообразуясь с собственными представлениями о свободе и морали, что не оставляло равнодушными ни его коллег, ни друзей».

Однако ученый мир не проникся высокими намерениями телевизионщиков и буквально встал на уши при одной мысли, что личная жизнь физика, разы­гранная в лицах, станет достоянием общественности. Секретарь Общественной палаты Евгений Велихов обратился к коллегам. Сверхзадача – добиться запрета показа спорной ленты.

«Это оскорбление памяти Ландау, – убежден Велихов. – В фильме нет ничего, что составляло смысл жизни великого ученого. Зато показан страдающий сексуальной озабоченностью неврастеник. Такой поворот – атака на разум зрителя. Это чушь, которую развели на телевидении».

Академик Сергей Капица, чей отец в 38-м году вытащил Ландау из тюрьмы, признался, что к нему с предложением об участии в создании фильма обращались, но «хватило ума отказаться».
– Мне всегда были неприятны россказни про личную жизнь Коры и Ландау, – не скрывает Сергей Петрович. – Зачем обсуждать их? Это дело двух человек – не более. К книге «Как мы жили» относился и отношусь снисходительно – это исповедь глубоко больной женщины. Ее ли словами следует руководствоваться, рассказывая о гениальном ученом? Конечно, нет.

Показывать фильм, уверен Капица, получивший в этом году «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения, никак нельзя:
– Картину я видел – это вещь совершенно непотребная, за гранью всяких представлений о приличии. Каналу, который я очень уважаю, должно быть стыдно участвовать в его демонстрации.

Дибров «за»

А вот Дмитрий Дибров, например, ничего зазорного в этом не видит. Телеведущий призывает обязательно посмотреть фильм.
– Просто не относитесь к этой картине, как к фильму о Ландау, – говорит ведущий. – Мы же все равно ничего не смыслим в теоретической физике или химии. Лучше задумаемся над тем, чем стали наши семьи – они превратились в царство лжи. Проблема в том, что мы с вами не являемся гениями. А он являлся.

Один из продюсеров ленты «Мой муж – гений» Олег Вольнов, заместитель гендиректора «Первого канала» по общественно-политическому вещанию, сообщил, что фильмы о Ландау показаны все же будут.
– Первый из фильмов – это научная биография великого физика и химика, второй – экранизация мемуаров его жены Коры Ландау. Непонятно, как фильм, который еще, собственно, никто не видел, сумел вызвать такую бурную отрицательную реакцию научных чиновников. К сожалению, это напоминает классическую советскую конструкцию «я романа не читал, но осуждаю». Нам представляется странным слышать подобные недемократические требования – запретить показ фильма.

Мы планируем сопроводить показ картины «Мой муж – гений» последующей дискуссией и дать возможность телеаудитории самой определить отношение к этому фильму.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика