Инъекция от кризиса
Меры, которые приняты правительством для уменьшения негативного влияния кризиса, экспертами оцениваются по-разному. Выдвигают даже версию, что, пользуясь проблемами фондового рынка, власти решили прибрать к рукам некоторые крупные бизнес-структуры. И назначенный на выдачу кредитов ВЭБ избран отнюдь не случайно. Не думаю, что в этом есть доля вероятности. Конечно, нельзя исключить, что в результате игры на бирже может измениться собственник у каких-то компаний. Но для этого и существует фондовый рынок. Играть на нем никому не запрещено.
Мы как-то все время забываем, что речь идет о мировом кризисе. В России он пока касается только фондового рынка, а не реальной экономики. Но сейчас у нас в трудном положении оказались еще и банки, которые привлекли зарубежные средства. И в этом есть уже вполне осязаемая опасность: если у них не будет средств возвратить долги – не будет возможности и кредитовать свою промышленность, значит, рост производства замедлится.
Общий объем долга – около 500 млрд $, в том числе долг банков – 120 млрд $. К новому году надо вернуть значительную часть. Вот правительство и вбрасывает большие деньги им в помощь. Вбрасывает через самые крупные банки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и ВЭБ (гарантирующий кредиты, выдаваемые первыми тремя). Кстати, примерно то же делают и власти других стран.
В США ситуация напоминает депрессию 1929 года. А чем опасна ситуация в России? Прежде всего тем, что пока трудно понять, что перехлестнет в результате вбрасывания средств в экономику: падение производства или рост инфляции? Главное – не допустить паники, бегства вкладчиков, которое может произойти на пустом месте. Если это случится, то кризис не преодолеть.